По данным Оперативного штаба Краснодарского края, утром первые пассажиры отправились в Керчь на пароме через порт «Кавказ». В Керчи паромы швартуются у станции Крым-Паром. Добраться через море пока что могут лишь коммерческие грузовики со стратегически важными грузами и пассажиры рейсовых автобусов, да и те по талонам.
Сейчас для перевозок задействованы 5 паромов и 2 больших десантных корабля. Паромы весьма вместительные: например, паром «Лаврентий» за один из утренних рейсов перевёз 29 транспортных средств и 90 пассажиров.
Среднее время в пути – 45 минут. И всё же этого катастрофически не хватает.
Для комфортного ожидания при выезде с территории полуострова, в очереди на побережье, а также и на самой паромной переправе, формируются накопительные стоянки для автомобилей.
Здесь транспорт ждёт своей очереди для погрузки на паром. Например, один из таких накопителей создан на территории бывшего аэропорта «Керчь», на бывших взлётных полосах. Сейчас его территорию готовят под стоянку не только грузового автотранспорта, но и легковушек, водители которых ждут паромов.
По словам председателя парламента Крыма Владимира Константинова, прорабатывается вариант, при котором движение могут запустить и по одной из двух автомобильных веток повреждённого Крымского моста. Впрочем, особо надеяться на реверсивное движение не стоит.
Среди автомобилистов царит замешательство, многие из них не знают, как лучше поступить, а информация меняется очень быстро. Особенно эта проблема волнует водителей грузовиков, которым приходится часами стоять в огромной очереди.
Многие водители рассматривают возможность проезда через новые территории. Работают три пункта пропуска: через Армянск, Джанкой и Перекоп. Маршрут проходит через Запорожскую и Донецкую область России: Бердянск, Мелитополь, Мариуполь, затем Новоазовск. И Таганрог. Длина сухопутного пути от Джанкоя до Ростовской области - примерно 400 километров. Проехать территорию можно приблизительно за шесть часов.
«По нашим прикидкам, было три варианта, - поделился с «МК» водитель Алексей, - ждать парома, ждать реверсивного движения или ехать через новую территорию. Сейчас позвонил на горячую линию, там сказали, что для легковушек из Крыма вариант только один – это через Чонгар. Время прохождения КПП – два с половиной часа. По поводу парома ничего не известно, а реверс открывать в ближайшее время никто не будет точно. Так что либо Армянск, либо Чонгар, а там маршрут через Мелитополь и Мариуполь, но ночью лучше не ехать.
— В чём неудобство этого маршрута?
— Наши боятся, что там местные «ждуны» могут и колёса свинтить, боятся КПП. Мы вот сейчас стоим под Симферополем и думаем, что делать, и куда ехать».
«В целом ездить через новые территории можно спокойно, - рассказывает дальнобойщик Дмитрий, - Но есть один минус: много военных постов, на них в очереди собираются колонны из автомобилей. Я думаю, что сейчас в дело активно вступят десантные корабли, и пробку из автомобилей на берегу будут потихоньку разбирать».
Большие десантные корабли Военно-морского флота, по данным СМИ, уже помогают в перевозках. О том, насколько они эффективны сейчас, какие у них плюсы и минусы по сравнению с гражданскими паромами, «МК» рассказал известный военный эксперт, директор музея ПВО Юрий Кнутов
-У нас есть десантные корабли, которые можно использовать, это не проблема, - считает Кнутов, - Конечно, ухудшается комфортабельность переправы, к тому же есть определённая проблема с заездом легковой техники на паром и выездом. Нужно оборудовать на берегу какие-то специальные причалы, потому что военная техника может выгрузиться в воду и двигаться дальше, а гражданский автомобиль - нет. Потребуется около недели для решения всех вопросов
— Насколько эффективны такие корабли для перевозки машин?
— Это зависит от размера десантного корабля, но их эффективность может быть снижена из-за того, что они предназначены для колеи военной техники. Вопрос в том, как крепить легковые автомобили, потому что они должны определённым образом фиксироваться на случай качки. В хорошую погоду проблем нет, но когда на море ветер, нет гарантий, что не начнётся качка и машины не побьются друг об друга.
— Понтонный мост поможет при спуске техники на берег?
— Должен оборудоваться причал. Понтонная переправа не подойдёт, потому что обычному человеку очень сложно без подготовки проехать по понтонной переправе, которая очень сильно качается. Строительство любого причала, даже деревянного, надёжнее понтонной переправы.
Читайте материал «Будьте готовы к потрясению»: водитель детально описал сухопутный коридор в Крым»