Следует признать, что, благодаря совместным действиям российских властей, удалось купировать наибольшее число санкционных рисков. Это позволило отечественной экономике продемонстрировать ограниченное снижение по итогам 2022 года всего на 2,1 процента.
В то же время санкционное давление со стороны ЕС продолжается – в июне 2023 года европейцы приняли решение о введении 11-го пакета санкций для усиления действующих ограничений. В частности, страны ЕС оставили за собой право вводить ограничения в отношении третьих стран, осуществляющих поставки санкционной продукции на территорию Российской Федерации.
В этих условиях создается дополнительное давление на российскую валюту, поскольку частный сектор вынужден корректировать логистические цепочки с целью поддержания устойчивости экспортно-импортных операций. Стоит отметить, что отечественная экономика по-прежнему находится в процессе трансформации, отчего подобные краткосрочные колебания рыночного курса будут происходить в течение длительного периода времени. По крайней мере, до окончательного выстраивания всех бизнес-процессов.
Ужесточение санкций вынуждает импортеров искать альтернативные каналы поставок, что приводит к увеличению стоимости иностранной продукции. Не исключено, что партнеры из третьих стран, выступающих в роли транзитных территорий, повысили премию за риск для российских покупателей.
В этих условиях организациям необходимо распределить больший объем ресурсов для сохранения стабильных поставок. Кроме того, компании-импортеры могли нарастить объемы переводов средств с депозитных счетов в российских банках на аналогичные счета в кредитных организациях третьих стран, выступающих в роли транзитных территорий для импортных операций.
На динамику курса рубля оказывает влияние и уменьшение сальдо текущего счета платежного баланса. В условиях растущих объемов импорта одновременно происходит сокращение экспортных операций, в результате чего снижается сальдо текущего счета платежного баланса. Таким образом, наблюдается меньший приток иностранной валюты по сравнению с ее оттоком, что создает дополнительное давление на динамику курса российской валюты.
С инвестиционной точки зрения участники рынка стараются минимизировать различные риски (рыночные, процентные, кредитные и другие) за счет выбора наименее рисковых, либо требуя более высокую премию за риск. Учитывая санкционные ограничения, а также постепенное ужесточение монетарной политики в развитых странах, может происходить частичный переток средств в более «безопасные» с точки зрения инвестиционной стратегии юрисдикции.
Тем не менее, число таких операций не является значительным, поскольку действующие ограничения затрагивают и российскую финансовую инфраструктуру, позволяющую осуществлять подобные операции. Бюджетное правило было пересмотрено после введения масштабных санкций с целью сохранения устойчивости бюджетной системы Российской Федерации, а также недопущения чрезмерного сокращения Фонда национального благосостояния (ФНБ). Таким образом, в обновленной версии предусмотрено гарантированное накопление средств на счетах ФНБ при превышении жестко установленного лимита базовых нефтегазовых доходов. В этой связи исчерпывающие доходы от роста нефтяных котировок абсорбируются преимущественно в ФНБ, что может провоцировать краткосрочный дефицит валюты на открытом рынке.
Стоит отметить, что макроэкономическая ситуация в Российской Федерации активно улучшается, о чем свидетельствует ряд экономических индикаторов. В частности, заметно растет потребительская и кредитная активность. Немалую роль играют и растущие объемы расходов бюджета, из которых значительная часть выделяется на инвестиционные цели.
В этих условиях формируется повышенный спрос на импортные товары, аналоги которых на внутреннем рынке отсутствуют. Но это явление временное, и наша экономика способна в относительно короткие сроки заменить почти все ушедшие из страны чужие товары и услуги.