Стоимость «черного золота» накануне начала военной операции на Украине на мировом рынке достигла максимальных отметок на последние 14 лет: баррель североморского сорта Brent в январе – начале февраля 2022-го оценивался в примерно в $105, котировки ближневосточной марки Dubai превышали $77, а «бочка» российской марки Urals стоила чуть дороже $70. Не трудно подсчитать, что уже тогда средний дисконт производимых нашей страной углеводородов к европейскому стандарту составлял более 30%.
Правда, тогда такое положение никого не расстраивало. Запад стабильно закупал огромные партии наших энергоресурсов, российская казна была профицитной и буквально ломилась от поступающих в виде налогов нефтедолларов. Российская углеводородная смесь, поскольку уступала по качеству зарубежным аналогам, продолжала ориентироваться на общепринятый западный эталон. Но наши компании были не в обиде, едва успевая подсчитывать барыши.
Но дальше последовали СВО, санкции и отказ Европы от закупок Urals. Все это вынудило Россию перепрофилировать экспортные потоки на восточное направление и сконцентрироваться на китайских и индийских покупателях. Новые азиатские клиенты удачно воспользовались ситуацией и также потребовали от Москвы существенных скидок. Однако с учетом снижения добычи (на 1 млн баррелей в сутки) и общей потери топливного экспорта (по данным Международного энергетического агентства, только в мае ежедневная отгрузка российского «черного золота» за рубеж упала на 260 тыс. «бочек») доходы нашего бюджета от сырьевой отрасли начали стремительно снижаться. За первые пять месяцев этого года поступления в казну от продажи газа и нефти за границу упали вдвое.
Правительство приняло несколько административных мер, снижающих скидки, — теперь дисконт Urals к Brent, по мнению биржевых игроков, составляет менее $20 за баррель. Однако и такая переоценка недостаточна для восполнения финансовых потерь бюджета. В связи с тем была придумана еще одна комбинация, способствующая укреплению достигнутого результата. Россия собирается прикрепить котировки Urals к ближневосточному сорту Dubai, что выглядит логичным с точки зрения переориентации наших экспортных интересов на Восток. Эксперты «МК» оценили плюсы и минусы подобной инициативы.
Владислав АНТОНОВ, финансовый аналитик BitRiver:
«Сорт Dubai Crude используется с середины 1980-х годов в качестве эталона для расчета нефтяных цен в Персидском заливе. Привязка к Dubai может быть предпочтительнее для России, учитывая перенаправление наших поставок в Азию. Использование этого сорта в качестве эталона может более точно отображать рыночную ситуацию для сырья из нашей страны. Важно учитывать, что рынки «черного золота» в различных регионах планеты имеют свои особенности, в том числе в ценовой динамике.
За первые пять месяцев 2023 года доходы российского бюджета от нефтегазовой отрасли по сравнению с тем же периодом 2022-го сократились на 50%. Минфин прогнозирует восстановление объема налоговых поступлений от сырьевого сектора во II полугодии благодаря определению базы нефтяных налогов и ограничению дисконта на «черное золото». Пока перспективы такого поворота событий неважные — средняя стоимость Urals в мае 2023 года составила $53, что значительно ниже прошлогодних отметок.
Привязка к Dubai обещает увеличить прибыль отечественных экспортеров, так как отражает цены и направления реализации российской нефти на азиатских рынках. Поскольку Dubai продается дешевле Brent, то после привязки предельный размер дисконта может уменьшиться.
В апреле Минфин предложил сократить топливный демпфер (налоговый вычет для нефтяников, торгующих нефтепродуктами на внутреннем рынке, направленный на остановку розничных цен на АЗС) в два раза с июля 2023-го по июль 2024 года. В ведомстве считают, что это позволит экономить до 30 млрд рублей ежемесячно, что также приведет к некоторому сокращению экспортной скидки».
Артем ДЕЕВ, руководитель аналитического департамента AMarkets:
«Совершенно очевидно, что сегодня базовая котировка Brent не отражает рыночной цены российской нефти. Это стало особенно заметно после перераспределения объемов экспортируемого сырья в пользу Азии. Рынок восточного региона ориентируется как раз на Dubai. Соответственно, если принять азиатские правила игры, то будет проще рассчитывать актуальный налог — и пополнение бюджета страны будет идти эффективнее.
Правда, привязка к Dubai — лишь один из вариантов, которые сейчас прорабатывает Минфин. Тем не менее все равно очень важным фактором остается размер предельного дисконта (в июне он составлял $28 за баррель, а с июля должен опуститься до $25). Скидка к Dubai точно окажется меньше, чем к Brent. Переход на ближневосточный сорт без изменения дисконта будет бессмысленнен, так как снова приведет к снижению доходов казны. По существующим данным, в ведомство Антона Силуанова еще не поступали от нефтяных компаний предложения по размеру дисконта к Dubai, поэтому рассуждать о его уровне преждевременно.
Другой вариант, который также рассматривает Минфин, — снижение предельного дисконта к Brent еще на $5. Опять же окончательное решение не принято, а значит, мера находится в подвешенном состоянии. Вероятно, снижение дисконта к Brent будет проще, чем привязка Urals к Dubai. Правда, такой вариант чреват постоянными пересмотрами конечной суммы скидки. Впрочем, ориентир на Dubai вызовет меньше разногласий в дальнейшем — ближневосточный сорт ближе по характеристикам и рынкам сбыта к российской смеси».
Спартак СОБОЛЕВ, начальник отдела исследования инвестиционных стратегий «Альфа-Форекс»:
«Без определения дисконта, будь то скидка Urals к Brent или к Dubai, то есть без нового соглашения между нефтяниками и правительством, существует риск роста топливных цен на внутреннем рынке. Стоимость бензина на основные виды горючего, такие как АИ-92, АИ-95 и дизтопливо, уже достигли рекордных уровней. Розничная стоимость этих марок уже превысила максимумы 2022 года и продолжает увеличиваться. К сожалению, цены на АЗС могут еще продолжить расти и до конца года могут повыситься до 10%».