— Во-первых, всем сразу советуем озаботиться бронированием жилья, если едете в Крым издалека и планируете останавливаться где-то на ночь, — говорит москвичка Мэри. — Нас в машине было трое взрослых. Стратегический план заключался в том, чтобы к пункту досмотра перед Крымским мостом подъехать на рассвете. Ориентировались на сообщения в чатах в Телеграм-каналах, где люди делились информацией.
Но поток туристов резко увеличился. Если не сказать — лавинообразно. В девять вечера мы были в Славянске-на-Кубани, решили немного передохнуть. Но выяснилось, что гостиницы заполнены, с большим трудом мы нашли себе номер в гостевом доме на окраине. Администратор сообщила, что ближайший выезд у постояльцев запланирован на 3.30 утра.
Мы решили выехать на час раньше, в 2.30. В начале пятого подъехали к крайней заправке перед мостом, проехали дальше буквально километр и встали в пробке, длина которой ранним утром была около 7 км. На пункт контроля мы заехали в 10.14.
Ранее остро стоял вопрос с туалетами, но теперь он решен. Кабинки размещены через каждые 350 метров.
Туалеты мы нашли, а вот волонтеры с бутылками воды нам не попались. Потом поняли, что нужно было спрашивать воду у сотрудников МЧС, которые дежурили около пожарных машин. Всем собравшимся в Крым на машине мы советуем запастись бензином, водой и едой. В пробке можно провести часов 6, а то и больше.
Мы общались с туристами в очереди, которые рассказывали, что пристроились в конец очереди в 23 часа, и только к 6 утра подъехали к пункту контроля. Ситуация там сложная. Это при том, что местная администрация уже перекрыла часть прилегающих дорог, поток машин теперь запускают только по одной трассе.
Автотранспорта очень много, еще и климатические условия непростые, стоит жара.
Как рассказывают туристы, перед въездом на пункт контроля стоит инспектор, который задает несколько уточняющих вопросов о составе вашего багажа. В зависимости от ответов, выдает инструкцию, двигаться вам на ручной досмотр или следовать в отдельно стоящее здание на сканер.
— На рентген посылают, если у вас много сумок, коробок, баулов, картонок, авосек, — машина забита под самый потолок, — рассказывает Олег, который с семьей из Мурманска отправился отдыхать в Алупку. — Там машину просто целиком загоняют в специальную установку и сканируют. Но придется отстоять еще одну очередь. Гораздо быстрее пройти ручной досмотр.
Поэтому я советовал бы иметь три-четыре места крупного багажа, который можно было бы легко достать из багажника и перенести в вагончик на ленту. Идти придется буквально метров 5-6. Досмотр примерно такой же, как в аэропорту.
Ручной досмотр, по рассказам туристов, проходит довольно быстро.
— На это уходит примерно 10-12 минут, — говорит Мэри. — Это в случае, если вы действуете организовано, слушаете, что говорит инспектор, и четко все выполняете.
Владелец самодельного автодома на базе грузового фургона поделился, что ему без проблем удалось пройти ручной досмотр.
— Сказали, что у нас не очень много вещей, вынесли рюкзаки, остальное осталось в машине. В шкафах —вещи, посуда, самокаты. Досмотр прошел достаточно быстро. Ни к чему не придирались.
Кстати, на контроле работают сотрудники ведомственной охраны Министерства транспорта. Этот транспортный переход — юрисдикция федеральных властей.
— Никто не будет пробивать вас по базам на наличие долгов, — говорит Василий, который отправился с друзьями отдыхать из Питера в Коктебель. — Не будут считать, сколько вы везете с собой бутылок водки или виски. Не спросят документы на кошку или собаку.
Сотрудникам служб безопасности важно одно — нет ли у вас в багаже какой-то опасной химии или взрывчатки. Мы показали баллончики с газом для туристической плиты, все спокойно после проверки пропустили. Ребята делились, что не возникает вопросов ни к подводным ружьям, ни к пневматике.
Сейчас на материковой части работают 80 пунктов досмотра. Несколько дней назад, например, их было около 60.
— Параллельно действительно досматриваются десятки машин, — говорит Мэри. — Но наплыв туристов настолько большой, что пунктов досмотра явно недостаточно. На личном транспорте ведь едут в основном бюджетные туристы. Их будет все больше.
Между тем, крымчане, которые не могут долго попасть домой, клянут отдыхающих.
— Зачем ехать на машине в Крым, когда такая «пробка»? — возмущается один из жителей полуострова. — Они же подставляют местных. Выехал по делам в Анапу, и теперь застрял перед мостом на 6 часов. Где логика у отдыхающих?
Елена, которая живет в Феодосии, возвращается из командировки.
— Дома — трое детей. Рассчитывала к вечеру быть на месте, теперь приеду глубокой ночью, если не под утро, — говорит женщина.
Местные вздыхают: «Домой в сезон попасть тяжелее, чем слетать в Индию».
Можно понять и отдыхающих. В очереди стоят машины из всех российских регионов. Например, Андрей, который едет с семьей в Алушту из Челябинска, рассказывает, что забронировал места в пансионате еще в феврале и внес предоплату.
— Мы двое с половиной суток ехали до моста. Нам, что теперь, поворачивать назад, отказываться от запланированного отдыха? — говорит наш собеседник.
В пробку они встали в 3.40 утра, а заехали на мост после 10.
— Тяжело, конечно, стоять в заторе, да еще с двумя детьми, но мы привыкли путешествовать на машине. К столь тщательному досмотру перед Крымским мостом, относимся с пониманием. Это делается для нашей же безопасности.
В чатах Телеграм-каналов активно обсуждают альтернативный маршрут в Крым через новые территории по маршруту Весело-Вознесенск-Мариуполь-Армянск.
— Нормальный маршрут, друзья ездят по нему пару раз в неделю, — рассказывает крымчанин Михаил. — Есть участок с неважной дорогой до и после Армянска, а в целом дорога хорошая.
Кто-то высказал идею, что можно объединяться, и пятью-десятью машинами попробовать проехать в Крым через Мелитополь. Но это идея отклика не нашла. Пока туристы предпочитают въезжать на полуостров через Крымский мост, хотя и застревая в многокилометровой пробке.