Как следует из проекта бюджета Социального фонда, с 1 января 2024 года страховые пенсии будет повышены на 5,3% (в результате их среднегодовой размер составит 22 772 рубля), с 1 февраля и 1 апреля 2025-го — соответственно на 4% и 3,8% (24 120 рублей), с 1 февраля и 1 апреля 2026-го — соответственно на 4% и 2,8% (25 690 рублей). Причем с 1 апреля будет произведена не индексация, а «корректировка», именно это слово фигурирует в документе.
Параллельно будет увеличен и размер фиксированной выплаты к страховой пенсии: с 1 апреля 2025 года он составит 9196,62 рубля. На фоне реформы по повышению пенсионного возраста власти ожидают дальнейшего снижения числа получателей страховой пенсии по старости. В 2024 году — до 39,96 млн человек, в 2025-м — до 39,87, в 2026-м — до 39,69 млн. Что касается бюджета Соцфонда, он в ближайшие три года будет профицитным, в частности, в 2024 году доходы определены в сумме 15,9 трлн рублей, расходы — 15,8 трлн.
Двухэтапная (двойная) индексация пенсий действовала в России до 2019 года. С 1 февраля она проходила по прогнозируемому уровню инфляции, а с 1 апреля — по уровню роста доходов Пенсионного фонда (ныне Соцфонда). По актуальному прогнозу Минэкономразвития, в 2024-2026 годах инфляция не превысит 4%. Однако в реальности у этого оптимистичного сценария наверняка появятся альтернативные варианты. Они могут оформиться под влиянием геополитики, ситуации в российской и мировой экономике, динамики курса рубля, роста госрасходов, себестоимости товаров, тарифов ЖКХ и так далее. Всегда есть риск, что что-то пойдет не так. Вот, например, как менялась инфляция в стране за предыдущие 3 года: 2020-й — 4,9%, 2021-й — 8,4%, 2022-й — 11,9%. Не слишком предсказуемо и плавно, не так ли?
«Индексация всегда сопряжена с большим объемом работы, прежде всего, расчетной, - отмечает профессор Финансового университета при правительстве РФ Алексей Зубец. - Понятно, что проводить ее дважды в год сложнее чисто технически, именно поэтому в 2019-м от этого решили отказаться: тогда цены была стабильно низкими. Сегодня же они не столь предсказуемы. Соответственно, в целом власти поступают вполне логично, задействуя более гибкий механизм индексации и в какой-то мере предотвращая девальвацию пенсий. Когда индексация проводится только раз в год, а инфляция при этом растет, граждане старших возрастов фактически кредитуют государство и позволяют Минфину экономить на бюджетных расходах».
С другой стороны, непонятно, что будет с экономикой через полгода, не говоря о горизонте в 2-3 года. Целевой показатель по инфляции в 4% представляется Зубцу нереальным. Эксперт не исключает, что правительству придется пересматривать и пересчитывать обозначенные сейчас в проекте параметры.
«Речь о сугубо технической мере, направленной на усовершенствование алгоритмов расчета, - рассуждает ведущий научный сотрудник ИНИОН РАН Сергей Смирнов. - Ведь фактически индексация проводится задним числом, не всегда согласуясь с реалиями сегодняшнего дня. В двухэтапном формате она позволит более адекватно реагировать на любые изменения в ситуации с потребительскими ценами. Недаром в проекте используется термин «корректировка». Однако к проекту есть и вопросы: стоило ли называть конкретные цифры, если заранее просчитать инфляцию на отдаленную перспективу невозможно? Понятно, что трехлетний бюджет Соцфонда имеет «плавающий» характер, что он пересматривается каждый год с учетом меняющейся ситуации. Но почему не внести в документ оговорку, например, с условием, если инфляция не превысит 4%? Да и озвученная сумма средней страховой пенсии в 2026 году в 25,6 тысячи рублей не вызывает бурного восторга даже с позиций сегодняшнего дня. Вот если бы государство заявило, что на выходе мы получим выплату в 40 тысяч, это придало бы проекту совсем другой вес».