Хороший шеф-повар достоин большой зарплаты
Начнем издалека. Каникулы и отпуска на зарубежных курортах нынче, особенно в сезон, могут позволить себе единицы россиян. Речь идет о нескольких десятках тысяч человек, выехавших на отдых за рубеж в мае. Даже в дружественные страны одни только авиабилеты стоят столько же, сколько еще лет 5–6 назад — путевки с «полным пакетом»: проездом, проживанием, лечением и т.д.
На отечественных курортах цены, конечно, тоже взлетели. Но все же подкопить в течение года на отдых в Минводах, Дагестане или Краснодарском крае куда проще. Например, отдых семейной пары с ребенком в течение двух недель в Кисловодске обойдется в 100–150 тысяч рублей. Не очень бюджетно, но куда менее затратно, чем, скажем, в Италии — минимум за 300 тысяч.
Российское правительство, поняв «вектор развития», активно занялось инвестированием в местные здравницы (287 миллиардов рублей каждый год). Но вдруг оказалось, что работать-то в этих учреждениях (санаториях, гостиницах, пансионатах) попросту некому. И вовсе не в силу отсутствия безработицы, а из-за количества и качества специалистов.
Основатель кадрового агентства Hurma Recruitment и карьерный консультант Екатерина Стародубцева-Калачева рассказывает «МК», что на российском рынке труда очень востребованы генеральные менеджеры отелей. К 2027 году планируется открыть в два раза больше отелей, чем есть в России сейчас, поэтому курортные руководители очень нужны.
— С рынка ушли многие управляющие компании международного уровня, и теперь нет гостиничных операторов, таких специалистов можно пересчитать по пальцам, — говорит специалист. — И, конечно, остаются востребованы шеф-повара, многие из которых релоцировались в концепции российских рестораторов за рубежом. Работодатели больше всего готовы платить уникальным специалистам, которых очень мало на рынке. К примеру, мы недавно искали шеф-пекаря печи тонэ во Владивосток, и таких кандидатов оказалось всего десять по стране. Поэтому, конечно, такие работники могут рассчитывать на хорошую зарплату.
О хороших поварах мечтают и столичные предприниматели средней руки. Многие профессионалы переехали в Грузию, Киргизию, Армению, Турцию. А ведь шеф-повара во всем мире на вес золота.
Директор одного из ресторанов в срединной части города рассказал «МК», что не способен платить шеф-повару больше 70 тысяч рублей в месяц, потому как «загрузка» в иные дни бывает «нулевой». «Мой работник ушел в пятизвездочный отель, — сетует ресторатор. — Там всегда есть завтраки для гостей отеля, он оправдывает свое пребывание на месте. Ну и на обеды, ужины клиенты гостиницы тоже приходят, а иногда — и со стороны, с улицы. Даже если особо не заказывают еду, зарплату людям дают за счет заказанного алкоголя. Я понимаю, что шеф-повар достоин хорошей зарплаты, но в спальном районе я такого позволить не могу».
Не одной удаленкой жив рынок труда
— Есть два тренда, характерные для «белых воротничков»: удаленка и мультизанятость, чаще всего в сфере информационных технологий, но не только, — рассказывает «МК» президент и основатель SuperJob Алексей Захаров. — Они касаются всех специалистов высокой квалификации, которым не нужно ездить в офис для выполнения своих обязанностей.
Вроде бы в этом нет ничего плохого. Но дело в том, что на удаленке у сотрудников появляется возможность взять второй и третий проект, о чем работодатель может даже не подозревать. Как следствие, у части таких удаленных сотрудников эффективность неизбежно падает. Что с этим делать? Однозначного ответа пока нет, компании только учатся с этим жить. Например, некоторые работодатели возвращают людей в офисы.
— Очевидно, что изменения в демографии побеждают гендерную и возрастную дискриминацию быстрее, чем все законодательные усилия вместе взятые, и происходит это из-за дефицита рабочих рук, — продолжает Алексей Захаров. — Например, изменения в соотношении мужчин и женщин уже коснулись позиций, где не требуется приложения значительной физической силы: доля соискателей-женщин за девять месяцев выросла на 5–6 процентных пунктов среди курьеров и комплектовщиков, специалистов по тестированию программного обеспечения и менеджеров по продажам.
Растет средний возраст соискателей-мужчин. Системные администраторы, инженеры КИПиА (контрольно-измерительных приборов и автоматики) и механики «постарели» на 3 года; охранники, фрезеровщики, энергетики, электромонтеры, плотники и операторы станков с ЧПУ — на 2 года. Важно понимать: количество возрастных соискателей не стало больше — процентное соотношение изменилось за счет уменьшения количества соискателей моложе 45 лет.
Тенденции, которые будут влиять на рынок труда в IT-отрасли в 2023 году: подбор на удаленку разработчиков из регионов продолжит развиваться; в конкурентной борьбе за высококвалифицированные кадры приоритет у компаний, предоставляющих отсрочку от мобилизации; наиболее привлекательными с точки зрения зарплат станут проекты импортозамещения ПО и технологий.
Высоковостребованными останутся и специалисты по информационной безопасности, в том числе по обеспечению безопасности критической информационной инфраструктуры. Компании буквально охотятся за высококвалифицированными кандидатами, но их крайне мало.
По оценкам Исследовательского центра SuperJob, в этом году повезет специалистам e-commerce и цифрового продвижения, так как они напрямую влияют на прибыль компаний.
Как ни удивительно, сохраняется значительная нехватка персонала в сфере медицины. В основном их специализация вернулась к доковидному уровню, инфекционисты уже особо не нужны.
В фармацевтической отрасли сохраняется высокий спрос на инженерно-технических специалистов производства. А вот аптечный сегмент столкнулся с ростом цен, снижением объемов продаж, замедлением роста выручки. Число офлайн-аптек оптимизируется, и это сказывается в первую очередь на максимальных зарплатных предложениях.
Квалифицированные кадровики с опытом антикризисного управления по-прежнему востребованы. Зарплаты в кадровой сфере за прошлый год выросли на 12,2%.
Как войти в IT
Куда эксперты рынка труда рекомендуют поступать абитуриентам в этом году? Имеются в виду не собственно вузы, а именно факультеты и направления.
Огромный дефицит наблюдается среди врачей-гинекологов и стоматологов, а также их ассистентов. Впрочем, успешные представители этих специальностей всегда имели хорошие зарплаты, да еще и чаевые от благодарных пациентов. Ничего не поменяется и в ближайшие годы.
— Абитуриентам порекомендовала бы иметь в виду, что не только врачебная и IT-сфера будет популярна, но и гостинично-ресторанный бизнес, за этой индустрией будущее, — рекомендует Екатерина Стародубцева-Калачева. — Факультеты гостинично-ресторанного бизнеса, социально-культурного туризма и сервиса точно будут востребованы.
— Компании продолжают активно набирать сотрудников на все направления. Этой зимой можно и нужно идти работать во все отрасли. Россия — это огромный рынок труда, и во всех отраслях он остается ресурсонедостаточным, сейчас открыто огромное количество вакансий. Некорректно говорить, что какие-то специалисты особенно востребованы: мы не можем жить без программистов и врачей ровно настолько же, насколько без учителей и технологов общественного питания, — отмечает Алексей Захаров.
Что касается перспективных отраслей, нужно заниматься тем, к чему лежит душа, утверждает эксперт: «Мы уже видели повышенный интерес к сфере мобильных приложений, блокчейну, криптовалютам. Но еще никто не угадал, что будет востребовано через 10 лет. Мой совет — всегда отправлять ребенка учиться тому, что ему интересно. Он в любом случае будет опережать тех, кто пошел учиться на то же самое, но у кого душа к этому не лежит».
По данным Исследовательского центра SuperJob, о намерении ребенка после окончания школы продолжить обучение в вузе сообщили 45% родителей. О желании чада поступить в среднее учебное заведение, в училище или колледж, родители в этом году говорят чаще, чем когда-либо: 29% опрошенных. О готовности дочери или сына пойти работать сразу после выпускного бала рассказал каждый сотый родитель.
Среди абитуриентов вузов самая популярная сфера в 2023 году — информационные технологии: «войти в IT» собираются дети 28% опрошенных. На втором месте — врач (13%), на третьем — инженер (9%). Дети 6% респондентов готовятся к поступлению на экономиста. По 4% родителей рассказали о планах ребенка получить профессии юриста, дизайнера, архитектора и тренера.
Те, кто поступает в средние учебные заведения, тоже чаще всего делают выбор в пользу IT-специальностей: о подобных намерениях детей рассказал каждый четвертый опрошенный (25%). У каждого девятого (11%) ребенок собирается учиться на медсестру, медбрата или фельдшера, у 8% — на юриста. По 7% сообщили о планах детей получить специальность учителя, строителя, автомеханика и квалифицированного рабочего.
На рынке труда традиционно наблюдается рост количества сезонных вакансий, среди которых одними из наиболее высокооплачиваемых являются вакансии добывающих предприятий, особенно в районах Крайнего Севера. Высокий уровень оплаты труда предполагают вакансии в сфере судоходства и в рыбодобывающей отрасли.
Но самое интересное, что неплохо заработать можно не только в российской столице, но и на периферии — смотрите инфографику.