Если кто из читателей еще никогда не потреблял сидр, то пусть скажет спасибо. Может, по этой причине вы до сих пор живы и не на больничной койке. Крепость этого напитка хоть и начинается от 2%, но пускай она не вводит никого в заблуждение. Валит с ног только так.
В начале нынешнего месяца в Приволжском федеральном округе от сидра (а скорее, от аналогичного ему поддельного напитка) больше 100 человек отравилось, 36 из них умерло, а еще несколько до сих пор находятся в больничных палатах в крайне тяжелом состоянии. В напитке под кодовым названием «Мистер Сидр» экспертиза выявила опасные примеси метанола — смертельного яда. И по горячим следам изъяла из товарооборота более 70 тысячи литров этого самого «сидра».
В Москве контролирующие структуры проверили около 3000 точек, но к нашему счастью, ничего подозрительного не выявили, «любимый город может спать спокойно».
Эта печальная статистика сподвигла отечественных законотворцев в очередной раз задуматься — эффективно ли мы боремся с суррогатными и фальсифицированными спиртными напитками? И придти к выводу, что если на слабоалкогольные сидр и пиво будет установлена минимальная розничная цена, то покупатели не станут вестись на их «заменители». Которые, как показывают события в Приволжье, могут закончиться летальным исходом.
По объемам потребления сидру, конечно, трудно тягаться с традиционными виноградными и игристыми винами. Но свою нишу в 50 млн литров в год он в России занимает стабильно.
По оценке некоторых участников рынка, само обсуждение введения МРЦ на сидр и пиво уже в ближайшее время вызовет их подорожание примерно на 10%. Но сможет ли эта мера положить конец череде массовых отравлений от алкоголя?
- Панацеи от отравлений не существует, - считает директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз. - Как раньше они бывали, так будут и впредь, здесь никуда не денешься. В любом сегменте рынка нелегальная составляющая всегда будет, ее существование обосновано банальной бедностью значительной части населения. Например, относительно нашей средней зарплаты, цена на алкоголь в России в 4-5 раз дороже, чем на Западе. Потому там не пьют дешевые спиртосодержащие жидкости, а у нас пьют. И метиловый спирт дорогу в алкогольную продукцию в любом случае найдет. Каждый год минимум по 20-30 человек мы теряем в результате массовых отравлений.
- Но если «минималка» не поможет в борьбе с нелегальным оборотом, то зачем она вообще нужна?
- Я не говорю, что не поможет, свою определенную роль она, конечно, сыграет. Но главный момент - она даст экономически справедливую цену на тот же сидр или пиво. Почему крупные западные производители алкоголя выступают против введения минимальных розничных цен? В торговых сетях они устраивают акции-распродажи пива по сниженным ценам. Наши производители не могут себе позволить такой демпинг: реализацию продукции по цене ниже себестоимости. К тому же алкоголь в наших реалиях — это не тот продукт, на который нужно объявлять скидку.
- Как именно МРЦ на сидр и пиво помогут установить экономически справедливые цены на эти напитки?
- Тот, у кого продукция похуже и подешевле, будет вынужден повысить качество и поднять цену до минималки. Не исключено, что он и вовсе уйдет с рынка, не выдержит конкуренции. Но это экономически оправдано. Так что МРЦ - правильная мера, и ее необходимо было вводить давно. Виртуальная минимальная цена все равно существует. Те, кто сегодня продают по заниженной стоимости, экономят не на собственном благополучии, а на качестве продукта. Вот, пускай подтягиваются до уровня государственного стандарта.
- Если говорить не о виртуальной, а о реальной минимальной цене на сидр — какой она должна быть?
- Все расчеты специалистов рынка уже есть, но я с ними не знаком. Говорят про 100 рублей за литр или 150. Но не думаю, что чиновники быстро решат этот вопрос. Они наверняка на нем сначала как следует попиарятся, потом уйдут в летние отпуска... Скорее всего, минималку на сидр мы увидим ближе к концу года.