Названы негативные последствия отказа от беспошлинного порога на зарубежные товары

«Ассортимент бытовой электроники будет сужаться, цены – расти»

Правительство не собирается продлевать срок действия беспошлинного порога в €1 тысячу для товаров, купленных россиянами в зарубежных интернет-магазинах. Об этом сообщили источники в Минпромторге и Минэкономразвития: ведомства считают, что ограничение, введенное в прошлом году в качестве антикризисного, мешает развитию отечественного производства. Однако возникает вопрос: а как же потребитель, о его интересах кто-нибудь подумал?

«Ассортимент бытовой электроники будет сужаться, цены – расти»

До 2019 года беспошлинный порог в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) составлял €1000 и 31 килограмм, затем его стали последовательно снижать. Сначала до €500, затем (в январе 2020 года), - до €200. В апреле прошлого года Совет Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) вернул порог к первоначальному значению – по предложению Михаила Мишустина. Премьер-министр обосновал идею санкционными реалиями, необходимостью поддержать граждан, не допустить дефицита товаров первой необходимости. С тех пор действие меры несколько раз продлевали, последний раз – в марте 2023 года, до 1 октября.

И вот сейчас в правительстве настроены отказаться от повышенной планки в €1000. Решение должно приниматься на наднациональном уровне – путем голосования представителей пяти стран (России, Казахстана, Белоруссии, Киргизии и Армении) на заседании ЕЭК. Если вопрос не будет инициирован российской стороной, то порог автоматически снизится до €200. В Минпромторге не видят в этом рисков, связанных, в частности, с сужением ассортимента каких-то товаров. По словам чиновников, основная доля посылок из-за рубежа традиционно приходится на сегмент до €200, кроме того, ситуацию спасает уже налаженный механизм «параллельного импорта».

По данным ФТС, за период с апреля 2022-го по май 2023 года в адрес физлиц ввезено около 2,25 млн посылок (главным образом, из иностранных интернет-магазинов) стоимостью от €200 до €1000. Мера изначально вводилась именно как временная, с целью сохранить для потребителей доступ к привычному ассортименту через каналы онлайн-торговли – в ответ на уход с российского рынка иностранных поставщиков. Речь в основном идет о гаджетах, мелкой бытовой технике, одежде, аксессуарах, детских товарах.  

«Вообще, риск возникновения дефицита импортной продукции не стоит преувеличивать – да и будем честными: он не завязан напрямую на беспошлинном пороге ввоза, - считает руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. – Повышение порога до €1000 было полностью оправдано весной 2022 года, но сейчас проблем с насыщением внутреннего рынка импортом (прежде всего бытовой электроникой) нет. Тем более что доля трансграничной торговли у нас в совокупном объеме онлайн-торговли составляет всего 7%. В то же время довод правительственных ведомств, указывающих на угрозу дестимуляции отечественного производства, не вполне понятен. Считаю, что если ограничение в €1000 не продлят, это будет и ни плохо, и ни хорошо».

Гораздо более критично настроен главный научный сотрудник Института экономики РАН Игорь Николаев, который считает, что планы ведомств по снижению порога беспошлинной торговли носят откровенно протекционистский характер. Тезис о защите отечественного производителя верен по существу, но в данном конкретном случае он трактуется достаточно примитивно. Устранение конкурентов в лице зарубежных онлайн-магазинов – далеко не самый правильный прием в условиях рыночной экономики. Без здоровой конкуренции никакой товар не может быть улучшен с точки зрения качества и не может стать дешевле с точки зрения цены. Так что главным проигравшим в итоге окажется рядовой потребитель.

Текущий беспошлинный порог для онлайн-заказов достаточно высокий по мировым меркам, в других странах он значительно меньше, отмечает председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин. По его словам, принимая окончательное решение, правительство должно соблюсти баланс интересов между российскими торговыми сетями, потребителями и (в последнюю очередь) производителями. Похоже, в снижении порога заинтересованы, прежде всего, крупные официальные ритейлеры, которые специализируются на продажах электроники. Они явно проигрывают в ситуации, когда люди покупают гаджеты не у них, а напрямую в иностранных онлайн-магазинах – по более низкой цене, пусть и с доставкой.

«Вместе с тем возвращение порога к €200 представляет определенную опасность для потребителей, - говорит Янин. – Ассортимент наверняка будет сужаться, а цены – расти, мы это видим на примере авторынка, хотя он более экстремальный. В сегменте мобильных телефонов останутся преимущественно китайские производители, а товарные остатки корейских и американских марок потихоньку уйдут. Те поставки, что приходили к нам в рамках параллельного импорта, будут приносить торговцам меньшую прибыль».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29050 от 16 июня 2023

Заголовок в газете: Повышать пошлины — это пошло

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру