Друг наш, враг наш: Казахстан поставил России препоны с товарами

Цены на товары параллельного импорта могут вырасти на 10-12% из-за недружественной позиции Астаны

Весь прошлый год Казахстану удавалось искусно лавировать между экономическими интересами попавшей под санкционный пресс России и Запада, хорошо зарабатывая на этом. Но после визита в конце февраля в Астану госсекретаря США Блинкена в партнерских отношениях наметился холодок - он проявился, например, во введении онлайн-отслеживания товаров реэкспорта, что фактически перекрывает возможности параллельного импорта из Казахстана в Россию. Мы разбирались, как это скажется на российской экономике.

Цены на товары параллельного импорта могут вырасти на 10-12% из-за недружественной позиции Астаны

тестовый баннер под заглавное изображение

После рекордного количества санкций, которые ввели страны коллективного Запада, правительство нашей страны в прошлом июле легализовало параллельный импорт — поставки продукции без разрешения правообладателя.

Такие действия принесли нужный эффект отечественной экономике. По данным правительства РФ, общий объем параллельного импорта составил почти $22 млрд по итогам прошлого года. Какую долю в этой сумме занимает параллельный импорт именно из Казахстана, официально никто не озвучивает, однако всем аналитикам понятно, что речь идет об очень значительных поставках.

Косвенно об их объеме свидетельствуют цифры резко возросшего товарооборота между двумя странами. Так, по данным Торгово-промышленной палаты РФ, он в прошлом году увеличился на $2 млрд, до $26 млрд.

Согласно информации от Бюро национальной статистики республики Казахстан, в прошлом году экспорт в нашу страну вырос на четверть. К примеру, только количество стиральных машин, ввезенных из оттуда в Россию, выросло почти с нуля до 100 тысяч. А поставки передовых полупроводников подскочили с еле заметных $12 тыс. до вполне внушительных $3,7 млн.

Чисто теоретически, возможности для постоянного наращивания бизнес-сотрудничества между Россией и Республикой Казахстан (РК) большие. Во-первых, между странами действует беспошлинная торговля. Во-вторых,. Казахстан входит в Евразийский экономический союз (ЕАЭС), где, помимо нашей страны, также присутствуют Белоруссия, Армения и Киргизия. Более того, исторически сама идея создания такого наднационального объединения впервые была высказана первым президентом республики Нурсултаном Назарбаевым еще в 1994 году.

Россия и Казахстан являются участниками всех объединений в СНГ, в том числе входят в имеющую принципиальное значение Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), эффективность которой республика испытала на себе в начале января 2022 года, когда силы ОДКБ помогли Токаеву отстоять власть.

Следы Блинкена

Однако в начале этого года благостная картина экономического сотрудничества омрачилась. После визита Энтони Блинкена в Астану в феврале в отношениях Казахстана с Россией стал чувствоваться легкий холодок. Видимо, главный вашингтонский дипломат сурово пригрозил Казахстану вторичными санкциями за легальную и нелегальную экономическую поддержку Москвы.

А поскольку казахская экономика — так уж исторически сложилось — во многом зависит от западных и особенно от американских инвестиций, то грозный окрик был услышан.

Так, в конце того же месяца биржа Казахстана объявила о делистинге (так называется процесс исключения ценных бумаг компании из котировального списка торговой площадки) российских акций на фоне санкций. Опять же, в феврале Министерство торговли и интеграции Казахстана предложило закрыть торговое представительство республики в России. В задачи этой организации входила помощь казахским экспортерам и дистрибьюторам в выходе и закреплении на российском рынке, привлечении иностранных инвестиций, а также в продвижении товаров и услуг в нашей стране.

В казахстанском Минторговли при этом заявили, что решение о прекращении функционирования торгового представительства в России было принято в рамках «процесса оптимизации работы госорганов». Там добавили, что этот шаг не повлияет на развитие двустороннего торгово-экономического сотрудничества, однако, как говорят в таких случаях, «осадочек остался».

В начале апреля заместитель министра иностранных дел Казахстана Роман Василенко заявил, что его государство «не позволит использовать юрисдикцию республики для обхода антироссийских санкций». Он подтвердил, что с 1 апреля в стране заработала система онлайн-отслеживания товаров, поставляемых в страну для последующего реэкспорта. Цель понятна — власти республики хотят избежать вторичных санкций и не поссориться с Западом.

Решение об этом болезненном для двусторонних отношений шаге также было принято после визита в страну госсекретаря США. В Брюсселе и Вашингтоне уже давно всерьез обеспокоились тем обстоятельством, что европейский и даже американский экспорт в Казахстан, Армению, Киргизию и Турцию резко вырос одновременно с обвалом прямых западных поставок в Россию. Как саркастически заметил спецпосланник ЕС по санкциям Дэвид О`Салливан, у соседей России «неожиданно появилось много новых потребностей». Политологи предполагают, что решению именно этой проблемы и был посвящен февральский визит в Астану Блинкена.

Нововведения такого рода хорошими никто не считает. «Очевидно, что такая торговая политика окажет влияние на внутриэкономическую конъюнктуру в России, — подтверждает опасения эксперт управления международного сотрудничества Государственного университета управления Александр Рудой. — Скорее всего, вырастут цены на товары, ввозимые в режиме параллельного импорта». Некоторые аналитики уже прогнозируют увеличение стоимости «санкционки» на 10-12%.

Зависимость от России и Запада

Правда, не все эксперты полагают, что «недружественное» решение Астаны было принято под американским влиянием. Некоторые настаивают, что главная причина сугубо финансовая — она кроется в желании пополнить бюджет за счет повышения прозрачности сборов с транзита через республику.

«Казахстан географически расположен в интересном с торговой точки зрения месте — он имеет общую границу, как с Россией, так и с Китаем, что позволяет республике получать выгоду от транзита грузов между странами, — напоминает директор департамента корпоративных финансов ИК «ИВА Партнерс» Артем Тузов. — Онлайн-система для отслеживания всех товаров, которые ввозятся и вывозятся из республики, нужна для налогового контроля грузов. Эта система направлена не против России, а на благо Казахстана, для повышения собираемости налогов».

Однако такой взгляд на происходящее в двусторонних отношениях - не самый популярный среди аналитиков, потому что Астана посылает Москве и другие сигналы, которые многие склонны интерпретировать как постепенный отход Казахстана от слишком уж близкой дружбы с нашей страной.

Например, в этом году в Казахстане был пятый раз подряд отменен военный парад на 9 мая, а в школах не проводились торжественные линейки в честь Дня Победы. Официальная причина — желание сэкономить средства госказны. На военный парад республика ежегодно тратила порядка 4 млрд тенге (740 млн рублей). Однако есть мнение, что и на это решение повлияли «западные партнеры» государства.

«Надо понимать, что Казахстан очень сильно зависит от западных инвестиций, — объясняет поведение республики член наблюдательного совета Гильдии финансовых аналитиков и риск-менеджеров Александр Разуваев. — Именно благодаря вложениям Запада, уровень жизни в РК сопоставим с российским. Например, добыча нефти в этом государстве после распада СССР выросла более чем в 3 раза».

Основной экспортный товар Казахстана — это углеводородное сырье, поэтому Астана не может ссориться с европейцами, иначе она рискует потерять большую часть экспортной выручки.

«Гипотетически они могли бы перестроить все нефтегазовые поставки на Китай, но делать это очень долго и сложно, — говорит профессор кафедры корпоративного управления и инновации РЭУ им. Г.В. Плеханова Андрей Полтарыхин. — При этом нефть они качают по трубопроводам, которые идут по территории России».

Таким образом, Казахстан сейчас очутился в сложной ситуации: санкции официально не вводят, но по факту придерживаются всех установленных Западом правил в отношении нашей страны.

В то же время казахстанские власти понимают, что им необходимо экономическое сотрудничество с Россией. И не только с точки зрения релокации российского бизнеса, но и для создания новых промышленных объектов. Астана пытается занять нейтральный статус в экономическом конфликте между Россией и Западом, ведь ограничения, введенные Европой и США против Москвы, привели к проблемам у республики, отметил эксперт.

«Западные компании, такие как Chevron или ExxonMobil, контролируют больше половины добываемой в стране нефти, главного экспортного товара и источника пополнения бюджета Казахстана, — продолжает разговор специалист департамента стратегических исследований Total Research Николай Вавилов. — А Россия до сих пор арендует у Казахстана космодром Байконур, оплата за аренду которого ежегодно приносит более $100 млн дохода республике. Так что в вопросе потенциального ущерба от возможного разрыва торговых связей между двумя государствами в наибольшей степени пострадает именно Казахстан».

Что касается нашей страны, то в случае возможного прекращения торговых отношений ущерб будет минимален, так как существуют другие государства, логистические пути которых позволят и дальше проводить России свою экономическую политику, уверен аналитик.

Между струек

На Востоке часто возникают ситуации, когда слова и дела словно существуют в параллельных реальностях. Народы там всегда ценили торговлю и умели извлекать свою выгоду.

Сегодня в схемах реэкспорта в Казахстан задействованы не только огромные деньги, но и большое количество людей, которые от своего бизнеса «на России» просто так не откажутся, даже несмотря на негативную реакцию официальной Астаны. Так что что прогноз развития двусторонних отношений, несмотря на все риски геополитики, остается позитивным.

По мнению директора Института психолого-экономических исследований Александра Неверова, следует готовиться к тому, что через механизмы вторичных санкций Запад будет усиливать свое давление на наших соседей. Это классический для США и его сателлитов прием. И Казахстан на официальном уровне будет пытаться под вторичные санкции не попадать.

Однако с каждым годом зависимость экономики республики от Запада все сильнее уступает место зависимости от Китая. А значит, и страх Казахстана перед западными санкциями будет убывать.

Что касается России, то нам, по мнению эксперта, не надо сильно рассчитывать на соседнюю республику, как на партнера, способного помочь в обходе западные санкции. В то же время по остальным направлениям экономика Казахстана будет развиваться вполне дружественно к российской, уверен Неверов.

Большинство опрошенных нами отечественных экспертов полагает, что Казахстан и дальше будет маневрировать, дабы усидеть на двух стульях: Западу демонстрировать, что он не поддерживает параллельный импорт в РФ, а с Москвой, тем не менее, поддерживать масштабные торгово-экономические связи.

«С одной стороны, в Астане будут и дальше возникать «антироссийские» инициативы, вроде регулярной отчетности перед США об отсутствии параллельного импорта в РФ через территорию РК и об отсутствии других нарушений санкционного режима, — прогнозирует доцент базовой кафедры евразийской экономической интеграции Института права и национальной безопасности РАНХиГС Сергей Рекеда. — Но, с другой стороны, не стоит ожидать выхода Казахстана из интеграционных объединений с Россией (ЕАЭС, СНГ и проч.) и остановки сотрудничества между нашими странами — это подорвет экономику соседней страны и ущерб от этого разрыва связей не может быть перекрыт сохранением «дружбы» с Западом». 

Вероятнее всего Астана будет затягивать до последнего принятие резких решений в отношении России, а сами шаги такого рода будут производными от нового статус-кво, который сложится между Россией и Западом в результате нынешнего конфликта, заключил эксперт.

Сюжет:

Новости СВО

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру