Отчего годовая инфляция такая низкая – ни для кого не секрет. Свежие данные Росстат сравнивает с цифрами за май прошлого года, а тогда инфляция в стране зашкаливала за 17% в год. Отталкиваясь от той «высокой базы» нынешние значения и дают столь скромный рост. Но если посмотреть инфляцию исключительно за этот год (то есть, с января по май включительно), то показатель будет уже совсем другого порядка – 11,8%.
Примечательно, что буквально накануне Центробанк оставил свою ключевую ставку на уровне 7,5%. То есть, в 3 раза выше официальной инфляции, хотя обычно ключевую ставку регулятор выверяет как раз-таки по индексу потребительских цен. Словом, в победу над инфляцией не верят ни население, ни власти.
И если внимательно вглядеться в майские данные Росстата, там можно увидеть немало парадоксальных и тревожных цифр. Например, продовольственные товары в мае подешевели на 0,31%, а за 5 месяцев, наоборот, подорожали на 2,23%.
Цены на плодоовощную продукцию в мае снизились на 3,8% (а в годовом выражении – и вовсе на 9,1%). Казалось бы, повод для радости, но…В мае капуста белокочанная подорожала на 86,6%, морковь - на 21,4%, лимоны - на 11,4%, картофель - на 9,5%, лук репчатый - на 9,3%, свекла столовая - на 7,5%, чеснок - на 6,7%. Чему тут радоваться?
А если к этому списку добавить заметно выросшие в цене сахар-песок (на 6%), куриное мясо (на 5,4%), баранину (на 4,7%), то и вовсе становится тоскливо…
Из непродовольственных составляющих вряд ли порадует планирующее летний отдых население подорожание поездок на Черноморское побережье и в Крым – почти на 25%, в Турцию (на 10%), в Беларусь (на 6%) и в Закавказье (свыше 4%). Да и в принципе поездки куда бы то ни было подорожали. Стоимость проезда в поездах дальнего следования - от 4% до 13% (в зависимости от класса вагонов), авиаперелета экономическим классом – почти на 9%.
- Как можно оценить майские данные по инфляции? – спросили мы у доктора экономических наук, главного научного сотрудника Института экономики РАН Игоря Николаева.
- Нынешний низкий уровень инфляции вполне объясним, ведь год назад, в начале весны, у нас был резкий рост инфляции, в годовом выражении порядка 17%. На фоне той высокой базы нынешний показатель как бы теряется. Это одна из причин, но не единственная. В частности, свою роль сыграло снижение потребительской активности населения. В последнее время с этим дела пошли веселее, но ограничение спроса тоже сказывается.
- Можно считать, что в непростых условиях властям все-таки удалось обуздать инфляцию?
- Так считать нельзя. Накануне Банк России осторожно заявил, что инфляционные риски повышаются. Если не в этот раз, так в следующий, регулятор, скорее всего, повысит ключевую ставку. То есть, инфляция в угол не загнана, она снова начнет расти. Кстати, недельные индексы потребительских цен уже начали подниматься. Я бы сказал, что 2,5% - это хороший показатель, но не будем забывать, что цыплят считают по осени, а инфляцию – в конце года. Вот тогда ее и увидим настоящей.
- И какой же, по вашему мнению, она будет в декабре?
- Полагаю, в районе 6% - существенно выше, чем сейчас. Так как база для сравнения будет совсем другая в годовом выражении. Словом, много факторов говорят о том, что цены будут подрастать. Инфляция в годовом выражении уже пошла в рост. И этот тренд с каждым месяцем будет обозначаться все отчетливее.
- Значит, нам не следует ждать дефляции? Ведь в 2022-м она началась буквально с самого лета и держалась до поздней осени…
- Есть месяцы, когда в России идет естественная дефляция – это, как правило, июль-август: работает сезонный плодоовощной фактор, массовая уборка урожая. Но в нынешнем году ждать дефляции не приходится. Мы уже прошли самую низкую точку по инфляции, теперь в годовом выражении она будет потихоньку нарастать. А к концу года даже не потихоньку, а явно.
- Но в последнее время и рубль начал слабеть. Это ведь может сказаться на итоговой инфляции?
- Да, тенденция на ослабление рубля сохраняется. Мы видим, что курс рубля то останавливается на каких-то рубежах, то опять сдает позиции, откатывается назад. 90 рублей за евро нам уже не кажутся чем-то из ряда вон выходящим.
Основные факторы ослабления курса нашей национальной валюты по-прежнему сохраняются. Экспортные нефтегазовые доходы, которые являются основными поставщиками валюты, в годовом выражении по итогам мая сократились на 50%. Это сильное снижение. Как следствие, предложение валюты резко сократилось.
Можно констатировать, что санкционное давление усиливается, а рубль под этим напором слабеет. Внешнеторговый баланс также складывается не в пользу рубля. Он будет не обвально, а плавно ослабевать. Что же касается инфляции, то в 2023-м за какие-то угрожающие пределы, как в прошлом году, она не выйдет. 6% в год - это вполне приемлемо.