В будущее Банк России смотрит с обоснованным оптимизмом. Такой вывод можно сделать из его прогноза на 2024 год. По мнению главы ЦБ РФ, к этому моменту российская экономика полностью вернется к показателям докризисного времени, а «в некоторых отраслях объем выпуска уже вернулся к уровням конца 2021 года». Одновременно регулятор допустил повышение ключевой ставки уже на следующем заседании в июле, добавив традиционную присказку о том, что «все будет зависеть от поступающих данных». Здесь у рынка традиционно возникает вопрос о том, что если экономика идет на восстановление, то зачем повышать ключевую ставку, которая сделает кредит более дорогим, а значит менее доступным для бизнеса, что затормозит это самое восстановление. На что от Банка России следует традиционное указание на инфляцию. Прозвучали такие завуалированные претензии и в этот раз. Журналисты отметили, что со стороны правительства часто слышится критика в адрес ЦБ РФ - якобы регулятор мог бы сильнее способствовать развитию деловой активности. На это Эльвира Набиуллина решительно заявила, что регулятор способствует сбалансированному росту экономики, а не замедляет ее. «Мы не тормозим, а наоборот — способствуем росту экономики, устойчивому, сбалансированному росту, потому что без решения вопроса ценовой стабильности экономику будет бросать то в жар, то в холод», — пояснила глава ЦБ.
В продолжении вопроса о качестве совместной работы «сильных мира сего», журналисты поинтересовались, не изменились ли приоритеты регулятора, не пошел ли он по «китайскому пути», когда более плотное взаимодействие с правительством предполагает и его более сильное влияние на принимаемые регулятором решения. Председатель ЦБ РФ разъяснила, что стратегия действий Банка России осталась прежней, но регулятор теперь просто стал чаще «сверять часы» с кабмином. Однако все решения по денежно-кредитной политике, включая установление ключевой ставки, принимает самостоятельно.
Происходящие с участием России геополитические события в этот раз нашли неожиданное отражение в ходе общения главы регулятора с прессой. Напомним, что накануне было сделано несколько важных заявлений. Во-первых, губернатор Белгородской области Вячеслав Гладков сообщил, что жителям приграничных районов региона, которые были временно отселены из-за обстрелов, предоставят кредитные каникулы. Он уточнил, что соответствующую меру местные власти уже согласовали с Центробанком.
Во-вторых, на этом фоне Ассоциация российских банков (АРБ) обратилась с инициативой к регулятору и попросила внести поправки в закон «О потребительском кредите», расширив правила предоставления кредитных каникул заемщикам, оказавшимся в чрезвычайных обстоятельствах, - а конкретно, добавив такую возможность для лиц, пострадавших от терактов или оказавшихся временно перемещенными, то есть беженцами.
В ЦБ поддержали эту идею. «Наша политика заключается в том, чтобы в таких случаях предоставлялись кредитные каникулы, — пояснила Набиуллина. — Мы понимаем, что заемщики, которые были вынуждены выехать с приграничных территорий и в связи с этим лишились дохода, на наш взгляд, они могут обратиться к своему кредитору — это и банки, и микрофинансовые организации — с просьбой изменить условия договора кредита или займа». Схожая тема возникла и в отношении страхования жизни, здоровья и имущества людей, которые оказались в «сложных жизненных обстоятельствах» в связи участившимися диверсиями и терактами в приграничных районах. Как отметила глава ЦБ РФ, очень важно предоставить жителям этих территорий такие возможности. «Учитывая, что участники рынка сейчас переоценивают эти риски страхования, мы с ними ведем дискуссию, что нужно сделать, чтобы обеспечить эти базовые финансовые услуги для жителей, — сообщила она. — Будем по мере необходимости принимать меры. Если рыночное страхование окажется достаточно дорогим, то будет необходимая мера господдержки, будем обсуждать с правительством, какие меры здесь могут потребоваться».
Внимательно смотрит регулятор и на то, что происходит в сфере кредитования. В частности, Банк России обеспокоили низкие маркетинговые ставки по кредитам для физических лиц. В последнее время участились случаи, когда финансовые организации заманивают клиентов к себе на «низкие ставки» в 3-4% годовых. Подвох здесь в том, что такая ставка будет действовать первые несколько месяцев обслуживания долга, а затем она, согласно договору, резко поднимется для клиента, причем выше среднего рыночного уровня. При этом в договорах о «неприятных изменениях» ставки обычно пишут более мелким шрифтом и клиент даже может забыть, что полная стоимость кредита будет значительно больше обычной. «Низкие ставки на первоначальном периоде рекламируются большими буквами, которые всем видны, понятны, а как увеличивается эта ставка — очень мелкими мелким шрифтом, и люди могут даже этого не видеть, — признала наличие проблемы глава Банка России. — Этот вопрос нас беспокоит, как и антимонопольную службу, и мы рекомендовали банкам указывать на сайтах условия изменения ставок и отображать эти параметры не менее заметно, чем вот эти низкие ставки». Набиуллина подчеркнула, что ЦБ РФ проводит мониторинг того, как именно банки продвигают свои кредитные продукты, а Федеральная антимонопольная служба готова будет применить свой инструментарий к нарушителям.