Власть человека, единолично принимающего решения и не позволяющего их оспорить, называется авторитаризмом. Если же решения очередного фюрера явно противоречат интересам народа, то как это назвать, кроме как тиранией? И речь идет вовсе не о внешней политике или каких-то сложных, долгих, неоднозначных процессах. В Германии реализуются идеи безумцев, противоречащих самой природе.
Чего стоит постановление ЕС об «экологическом дизайне», которое требует, чтобы КПД (коэффициент полезного действия), устанавливаемых с 2029 года газовых котлов составлял… 115%. Еврочиновники, очевидно, не имеющие ни малейшего представления об устройстве мира, природы, пошли чисто бюрократическим путем: «Сколько нужно сэкономить, чтобы отказаться от российского газа? Процентов двадцать? А сколько сейчас КПД у котлов? 98%? Отлично, пишем 118%. Или давайте уж возьмем красивое число, заодно послабление выйдет. Итак, теперь котлы должны выдавать 115%, и баста!»
Самое удивительное, что если некие гуманитарии, вконец оторванные от реальности, и придумали этот бред, то рядом с ними не оказалось ни одного человека, знакомого не то чтобы с основами физики, но хотя бы на уровне школьного курса природоведения — с элементарными закономерностями окружающей действительности. Или, может, адекватные люди были рядом, но их мнение никто не услышал?
Но Германия пошла дальше. Федеральный министр экономики ФРГ Роберт Хабек предлагает перейти на электромобили, а начав с 2024 года, к 2045-му оставить в ходу только те отопительные приборы, которые производят тепло… «минимум на 65% из возобновляемых источников энергии». Представьте себе котел, который на 30% использует газ, на 5% — электричество от тепловых электростанций и на предписанные законом 65% — электричество от ветряков. Не только инженер, конструктор или физик покрутит пальцем у виска от такого технического задания, но и любой мало-мальски знакомый с техникой человек.
И немцы, вполне реалистично оценивая возможность создания волшебного мультитопливного котла, различающего в своей работе возобновляемое и невозобновляемое топливо, понимают, что скоро котлы на газу или на нефтепродуктах будут повсеместно запрещены.
Германская пресса полна недоумением: что же делать? В качестве обогревателей предлагается использовать «тепловые насосы», а проще говоря, кондиционеры с функцией обогрева. Они считаются очень экономными, потому что позволяют забирать тепло даже из холодного воздуха. Но тут начинаются ожидаемые проблемы.
Во-первых, мощный тепловой насос, который сможет отопить квартиру, стоит порядка 25 тысяч евро. И даже если государство найдет невероятные деньги для дотаций каждой семье (а Хабек предлагает покрывать 40% стоимости оборудования), оставшиеся 15 000 евро — тоже неподъемная цена для большинства немцев.
Что делать муниципалитетам, которым придется поменять котлы на всех социальных объектах — от школ и больниц до офисов муниципальных служащих, — никто не знает. Им придется то ли брать деньги в коммерческих банках и потом годами тратить и без того не роскошные бюджеты на бесконечное обслуживание процентов, то ли поднимать муниципальные налоги в разы.
К тому же — вот неожиданность! — выясняется, что ни германская промышленность, ни производители других стран не могут обеспечить такого количества кондиционеров. Уже сейчас дефицит составляет 92%, а время ожидания оплаченного агрегата достигает года. А ведь затеянная Хабеком революция отопления едва началась, сейчас вопрос стараются решить самые богатые и самые шустрые — остальные пока в полной растерянности.
Тут же вырисовывается проблема массовой установки тепловых насосов — просто нет специалистов. По оценкам немецких экспертов, чтобы решить поставленную министром задачу, стране потребуется 60 тысяч установщиков. Которых нужно где-то найти, обучить, а после массовой установки… Уволить? Во всяком случае, пока никто не знает, что делать с этой армией после реализации «гениальной» идеи Хабека.
Наконец, переход на электрическое отопление потребует реконструкции всей электросистемы страны: старые провода и трансформаторы не были рассчитаны на многократное увеличение нагрузки. Тут по второму кругу возникают те же вопросы: где взять специалистов, оборудование и материалы, деньги. И, кстати, Хабек не посчитал энергобаланс, то есть пока нет и не предвидится ответа на вопрос, хватит ли мощности генерации, или же все кондиционеры будут простаивать из-за недостатка энергии.
Теперь — об электромобилях. Министр предлагает на каждые 60 километров шоссе поставить одну электрозаправочную станцию. Специалисты-энергетики поясняют, что потребляемая заправкой мощность сопоставима с потреблением городка на 30 тысяч жителей. То есть нужно создать энергетическую инфраструктуру для сотен «городов» — выделить мощность генерации и протянуть линии электропередач. К тем же проблемам прибавляется еще одна — всю страну придется перекопать, чтобы проложить кабели.
Вишенкой на торте в авантюре Хабека стал тот факт, что сейчас 54% электроэнергии в Германии производится… из ископаемых источников. То есть даже чисто электрический обогреватель нарушает придуманный министром закон. Более того, сам министр был одним из инициаторов отключения немецких атомных электростанций, дававших 6% электричества. То есть он сделал неразрешимую задачу еще более неразрешимой. Декларируемая забота об экологии, приобретающая форму болезненных фантазий и прожектов, таковой не является.
Ситуация напоминает анекдот, в котором министр Хабек гармонично смотрелся бы в качестве советчика:
— У меня дохнут куры. Что делать?
— Срочно крась стены курятника в желтый цвет.
— Сделал, как ты велел, а куры все равно дохнут…
— Крась в зеленый с синими треугольниками.
— Все сделал, не помогло — дохнут куры.
— Тогда пол покрась в красный, в черный горошек!
— Ох, не помогло и это — все куры сдохли.
— Как жаль… А у меня еще столько идей было.
Но почему взрослый, по умолчанию считающийся ментально здоровым человек продвигает такой идиотский закон, который невозможно реализовать в принципе, даже теоретически? Да потому, что Роберт Хабек — гуманитарий, философ. Специалист по «природе литературы», а не по природе тепла и электричества. Беда в том, что он не способен понять, почему нельзя сделать котел, который не использует энергию ископаемого топлива. Для него электричество берется из розетки. А откуда оно появляется в розетке и при чем здесь газ, уголь и мазут — даже вопроса не возникает.
Но главная беда в том, что ни Хабек, ни федеральное правительство Германии абсолютно не слышат вопросы, несущиеся от возмущенных немцев. Политики не собираются менять свое решение, они твердо стоят на своем. И именно поэтому это является деспотией. Деспотией, продвигающей идиотские законы, противоречащие мироустройству.
Говорят, в Северной Корее раз в месяц всех министров, генералов, инженеров, творческую интеллигенцию отправляют в поля и на заводы подсобными рабочими — вычищать навоз за коровами, таскать заготовки к станкам, мешать бетон. И делают это не потому, что рабочих рук не хватает, а чтобы «элита» не забывала, как появляется хлеб, который они едят, и откуда берется в кране вода, а в розетке — электричество. Пожалуй, это неплохая прививка от «безумия гуманитариев». Но и она не поможет, если в стране нет демократии, а каждый министр-философ чувствует себя фюрером.