Построенный в 30-е годы в стиле конструктивизма Хлебозавод N5 недавно был перестроен в общественно-культурное и выставочное пространство. Однако Владимир Путин почему-то знал, как все было устроено до этого. Для своего времени круглое здание на Ходынской улице было настоящей инженерной инновацией: «хлеб шёл сверху вниз - по конвейеру» - рассказал президент сопровождающим.
Во вторник по случаю приезда главы государства все пространство сверху донизу отдали представителям креативных индустрий, которые должны были ознакомить гостя со своей продукцией, рассказать о перспективах и озвучить проблемы, актуальные для отрасли. Тут были люди самых разных творческих профессий, пытающиеся на своём творчестве заработать. А также те, кто помогает им в реализации этой амбициозной задачи.
Так, например, fashion-индустрию представляли не сами дизайнеры, а байер Михаил, который покупает их коллекции для дальнейшего продвижения в массы. «Индустрия моды бьет все рекорды импортозамещения. Мы все одеты в российские бренды и это только начало. Моя миссия одеть всю Россию и весь мир в нашу одежду», - заявил он главе государства. Владимир Путин заметил, что представителям модного сегмента крупно повезло: «ваши коллеги ушли и освободили вам пространство». «Сегодня, Миша, это 2 трлн рублей, - уточнил он. - И 2 млн кв. метров освободившихся торговых площадей». «Прекрасная сумма! Мы все их заполним! Свято место пусто не бывает!» - с энтузиазмом отозвался Михаил.
Президент пощупал висящее на стенде синее платье: «С тканями, фурнитурой проблем не возникает?» Но об этом собеседник, похоже, мало что знал. Государство, по его мнению, должно помогать не модельерам или производителям, а продавцам. «Нужны финансовые меры поддержки для ритейла», - заявил Миша и попросил о беспроцентных кредитах, отсрочке платежей, субсидиях на аренду и других мерах поддержки, традиционно интересующих бизнес. «Дайте нам точку опоры, и мы весь мир перевернём!» - провожая президента к следующему стенду заверил он.
Производители видеоигр, естественно, тоже хотели поддержки. Тем более, что до введения санкций этот рынок на 80% финансировался американским и европейским капиталом. И российские инвесторы это «свято место» занять пока не спешат. «Вы, наверное, по выходным не играете?» - осторожно спросил у Путина человек, представившийся Василием. «Я в будние дни играю», - рассмеявшись, ответил президент. И все присутствующие поняли, что это он отнюдь не про виртуальную реальность.
Василий попытался было усадить ВВП за симулятор, имитирующий гонку по скоростной трассе в Сочи, но президент был настроен на предметный разговор. «Что вам нужно?» - без обиняков спросил он. Василий попросил собрать оставшихся в стране разработчиков в кампусы, где они при поддержке региональных властей могли бы дожидаться больших частных инвестиций, а также провести переговоры с Китаем о допуске отечественной продукции на самый большой мировой рынок. «Китайское правительство лицензии нашим играм не выдаёт. Хотя китайский контент беспрепятственно продаётся в России», - пожаловался он. Владимир Путин заявил о готовности провести переговоры не только с Пекином, но и с другими членами БРИКС. Но обещать ничего не стал. Да и что тут можно обещать, если переговоры о допуске российской свинины и отдельных зерновых в Китай безуспешно ведутся уже несколько лет? Восток, к сожалению - дело тонкое. После введения санкций в этом успели уже убедится многие.
Коллега Василия попросила Владимира Путина уточнить, остаются ли компании, регистрирующие юридические лица в дружественных странах, отечественными производителями. С одной стороны, разработчикам видеоигр это нужно, чтобы с меньшими проблемами выходить на внешние рынки (В конце концов на Китае свет клином не сошёлся). С другой стороны, они не хотят лишиться льгот, которые получают айтишники в РФ. Сектор видеоигр, по словам представительницы отрасли, намерен конкурировать за умы подрастающего поколения и вкладывать в головы игроков важные смыслы. Тем более, что игра способна «мотивировать интерес к истории и пробуждать патриотизм», - добавила она.
О пробуждении патриотизма думают и представители киноиндустрии.
В частности, аниматоры вынашивают идею создания «Русского Диснея в хорошем смысле этого слова». «Мы точно можем лучше, чем они», - заверили президента. Оказалось, что Владимир Путин не только любит отечественные мультфильмы, но и прекрасно осведомлён о достижениях современной анимации. «Фиксиков» и «Машу и Медведя», по его словам, «смотрит весь мир». Президент поддержал предложение создать особую экономическую зону для кино - Московский международный кинокластер под «покровительством правительства Москвы». Предполагается, что его резиденты смогут получить определённые преференции и налоговые льготы. Также аниматоры предложили уравнять анимацию с айти-сферой, снизив налог на прибыль для производителей мультфильмов до 3%, и выделить субсидии производителям российских игрушек, чтобы они могли заменить ушедшую с рынка иностранную продукцию. Есть риск, что опустеют полки, предупредили ВВП.
Председатель правления Ассоциации организаций индустрии анимационного кино Юлиана Слащева рассказала, что уже встречалась по поводу субсидий на игрушки с главой Минпромторга Денисом Мантуровым. «Тут не с Мантуровым надо встречаться, а с Силуановым», - посоветовал президент, отметив, что если «все будет производится на базе российской культуры, то это очень важно». «Да, Минфин подвинуть надо», - кивнула Слащева. В общем, министра финансов на этой встрече явно не хватало. Причём, всем.