"Челноки" рассказали, как возят санкционку в Россию: "Беру сверху 10 процентов"

Ждать доставки вещей иногда приходится полтора месяца

За полтора года, прошедших после отказа многих популярных брендов работать в России, наши покупатели уже нашли альтернативные способы купить любимые вещи. Самое очевидное — через перекупщиков, которые сегодня зовутся байерами. В социальных сетях появилось множество предложений по доставке иностранной продукции: нужно лишь прислать «помощнику» ссылку на джинсы, куртку или духи, оплатить товар и услуги, и — вуаля, все как будто хорошо!

Ждать доставки вещей иногда приходится полтора месяца

Байеры, конечно, появились не сегодня — это фактически прямые потомки челноков, которые в 90-х гоняли из России и обратно с огромными клетчатыми сумками, полными дубленок, кожаных курток и всевозможных модных тряпок. Новый век диктует новые условия, и продажа привезенных «оттуда» вещей переехала с Лужников и Черкизовского рынка на онлайн-маркетплейсы и в социальные сети. Изменилась и география — сегодня большая часть байеров имеет дело с постсоветскими государствами: из Казахстана проще всего притащить вещи покинувших Россию брендов. Иногда и ездить туда самому не нужно, достаточно иметь доверенное лицо.

— Наши услуги стали актуальны не только после санкций. Опытные покупатели знают, что коллекции брендов для разных стран отличаются, и всегда есть что-то, что в Россию не поставляется из-за специфики рынка. Поэтому всегда был запрос на то, чтобы привезти из-за границы, — рассказала в беседе с корреспондентом «МК» опытный байер по имени Дарья. — В последнее время, конечно, спрос вырос на продукцию брендов масс-маркета, которые ушли из России. Я помогаю купить именно те вещи, которые понравились конкретному человеку.

— Как происходят сделка и доставка?

— Общение через мессенджер. Для покупателя все выглядит довольно просто: нужно списать артикулы товаров на сайте нужных брендов, потом перевести мне деньги за товар и доставку. В течение трех рабочих дней я предоставляю трек на отслеживание посылки. Для меня всё немного сложнее. Я получаю заказ на конкретные вещи, допустим, на туфли Zara и футболку H&M. Я работаю по стопроцентной предоплате. Наценка на товар 10% от стоимости уже в конвертированной валюте (рублях). Средняя сумма покупки, не учитывая доставку и мой процент, — 20 тысяч рублей. На меньшие суммы заказывать невыгодно. Доставка при чеке от 20 тысяч, в зависимости от габаритов, выходит 2–3 тысячи рублей. Я делаю 3–4 почтовых отправления в неделю, этого хватает, чтобы отбивать услуги посредника в Казахстане.

— Что за посредник в Казахстане?

— Мои родственники живут там, они помогают и получают за это зарплату. Это семейный бизнес. В Казахстане есть почти все бренды, ушедшие из России, и проблем с заказом той или иной вещи, как правило, нет.

По словам Дарьи, она не стремится быть оптовым перекупщиком, ведь то, что нравится одному, не понравится другому. Конечно, у перекупщиков процент меньше и доставка дешевле, но вместо одной куртки и трех пар обуви придется заказывать от десяти единиц — это не всегда выгодно. Поэтому ее выбор — точечная работа с заказами конкретных людей. Иногда, по словам Дарьи, можно взять товары с закрытых аукционов, редкие коллекционные вещи.

Обмен и возврат в такой схеме не предусмотрены: предполагается, что человек хорошо знаком с брендом и точно знает, какой размер ему нужен. Кроме того, рекомендуется читать отзывы других покупателей: не маломерка ли, нет ли претензий к качеству ткани и т.д. Но тут есть нюансы.

— Если мы пропустили на этапе покупки брак, я вхожу в положение и возвращаю 50% процентов от стоимости товара с его обратной отправкой, — объясняет Дарья. — Все остальное, увы, назад отыграть нельзя.

Хотя с помощью байера можно приобрести практически всё, что представлено в официальных каталогах любимых брендов, львиная доля очарования масс-маркета при такой схеме работы уходит. Ведь магазины типа Zara молодежь любила в первую очередь за возможность вволю побродить по торговому залу, набрать в примерочную ворох вещей, без спешки покрутиться в них перед зеркалом… и отправиться на кассу с одной-единственной кофточкой или платьем. Теперь так не получится: с помощью байера удобно покупать, может быть, любимую и давно проверенную модель джинсов ушедшего бренда, но никак не импульсивные обновки. Капризы вроде «нет, кажется, не совсем мой цвет» или «здесь талия высоковата» будут неуместны.

Альтернативный вариант — покупки на маркетплейсах: там как раз можно и в примерочной (в пункте выдачи заказов) покрутиться, и взять 2–3 размера или цвета на выбор. Маркетплейсы тоже облюбовали байеры — об этом рассказал корреспонденту «МК» владелец собственного магазина Никита Машлюк.

— Еще в 2019 году я начал заказывать из-за рубежа вещи, которые нельзя достать в России, например какие-то редкие коллекционные вещи либо товары марок, которые в РФ даже не приходили. Начал доставать друзьям то, о чем просили. Так и зародилась идея начать свой бизнес, а самый простой вариант в наше время — снять склад и продавать онлайн, так и начался мой путь байера. Моя первая поставка выпала на начало пандемии: во время всеобщей изоляции люди стали чаще обращаться к онлайн-сервисам, раньше это сопровождалось неким недоверием.

По словам байера, самая простая и востребованная ниша — женская и детская одежда: большая часть аудитории состоит из девушек 18–35 лет. Размерная сетка стандартная, от XXS до XL.С выбором моделей для заказа Никите, как он признается, помогает супруга.

— Я заказываю только то, что мне нравится: вещи всегда модные и практичные, выполненные, безусловно, из качественных тканей. Стараюсь подбирать актуальные вещи, которые вы будете носить все сезоны. Упор — на базу, из которой можно собрать классные образы. Все со всем сочетается. Я стараюсь охватывать всю женскую аудиторию. В магазине каждый найдет что-то на свой вкус и кошелек. Например, знаменитый кардиган гусиная лапка или, как его еще называют, «ломаная клетка». Это черно-белое сочетание было создано в Шотландии, родине клеток, и полюбилось многим модным домам. Обойдется в моем магазине всего в 1200 рублей.

Алгоритм закупок, по словам Никиты, прост: сначала товар заказывают на гигантском маркете, чаще всего поставки из Турции, Китая и Вьетнама. После этого каждый товар упаковывают, ставят бирки. Проверяют на наличие брака и отправляют на маркетплейс. Он, кстати, берет комиссию за работу склада, но можно обойтись и без него — до пункта выдачи заказов товар может привезти собственный курьер. Комиссия байера на каждую вещь составляет около 20%, а деньги он получает раз в неделю.

— Санкции увеличили сроки доставки. Сейчас доставка товара из Китая и Турции занимает месяц-полтора, раньше товары приходили в течение 15 рабочих дней. Поэтому я постепенно перехожу на сотрудничество с поставщиками из России. В России вещи продаются плюс-минус по одинаковой цене, тогда как товар из Китая и Турции привязан к валюте, а это риски скачков курса, что влияет на цену товара. Но все же Китай и Турция оказались в разы выгоднее сотрудничества с российскими перекупщиками, — объясняет байер.

Потенциальным покупателям, и не только своим, он советует внимательнее читать отзывы и не бояться задавать вопросы продавцу. Товар нужно сразу же проверять на наличие брака, а лучше — примерять; если такая возможность есть, надо ею пользоваться. Если товар после примерки вам не подошел, деньги вернутся в день возврата, списания с карты будет только за доставку товара обратно на склад, а это примерно 50–100 рублей за единицу. Однако некоторые покупатели в таком случае ведут себя непорядочно.

— Был неприятный случай еще в 2021 году. У меня в магазине вышла пробная коллекция женской обуви. У каждой пары кроссовок были коробка, пыльник и брелок в качестве подарка. И что делали покупатели? Заказывали, якобы примеряли, а потом тащили понравившиеся подарки. Разумеется, продать потом эти кроссовки без пыльников и в разломанных коробках было сложнее. Представьте: на фотографиях были представлены кроссовки в коробке и с брелоком, а людям приходили в полиэтиленовых пакетах! Конечно, рейтинг моего магазина падал. Теперь слово «кроссовки» вызывает у меня тремор.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29040 от 31 мая 2023

Заголовок в газете: Челноки XXI века

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру