С территории Туркмении в КНР проложен магистральный газопровод «Центральная Азия – Китай» общей протяженностью более 9 тысяч километров и проектной мощностью 55 млрд кубометров в год (реальный объем годовых поставок составляет 40 млрд кубометров). Он проходит также через Узбекистан и Казахстан.
Всего с 2007 года было построено три нитки (A, B, C), а в январе текущего года Пекин и Ашхабад согласовали строительство четвертой – «Линии D», оценочной стоимостью $6,7 млрд и мощностью 30 млрд кубометров. По словам собеседников Reuters в китайских властных структурах, Пекин наконец дал зеленый свет проекту, несмотря на то, что туркменский газ обходится ему на 30% дороже российского. «Это канал поставок со стратегической ценностью, которая превосходит коммерческие аспекты», - заметил в беседе с Reuters неназванный китайский чиновник.
Как отмечает агентство, в совокупности долговременные контракты на поставку газа по маршрутам из Туркмении удовлетворят 20% текущего спроса Китая. Ранее на ту же тему высказалась Financial Times: опрошенные газетой эксперты сочли, что Пекин стремится затянуть переговоры о строительстве «Силы Сибири-2», в том числе для получения более выгодных условий по ценам на российский газ.
Издание также напомнило, что недавний визит премьера России в КНР не завершился подписанием документа, в которой китайская сторона брала бы на себя четкие обязательства по этому газопроводу.
Заметим, что «Газпром» поспешил опровергнуть тезис FT о затягивании китайцами проекта «Сила Сибири-2». Проектирование «Силы Сибири-2» началось в 2020 году, маршрут протяженностью 6,7 тысячи километров пройдет из РФ через Монголию в Китай. Емкость трубы – до 50 млрд кубометров в год. В январе китайская South China Morning Post писала, что Пекин стремится ускорить строительство «Силы Сибири-2», чтобы снизить зависимость от поставок из Австралии, откуда страна в 2020 году получила 43% импорта СПГ.
Что касается Туркмении, китайский рынок является ключевым, приоритетным направлением ее газового экспорта. Всего на территории республики находятся более 40 газовых месторождений, крупнейшее из которых – Галкыныш (открыто в 2007 году), в юго-восточной части Туркмении, в непосредственной близости от границы с Ираном и Афганистаном. Общая добыча составляет около 84 млрд кубометров в год, что в девять раз меньше, чем производит Россия. О том, в какой степени близко к истине содержание статей в Reuters и FT, мы спросили эксперта Финансового университета при правительстве РФ Игоря Юшкова.
- Эти публикации напоминают политический заказ, учитывая ряд логических и фактических нестыковок, - говорит собеседник «МК. – Похоже, их авторы хотят доказать, что российский газ больше никому не нужен, что в мире его боятся покупать из-за угрозы вторичных санкций и что Москва все дальше уходит в экономическую изоляцию.
Еще одна цель – попытаться вбить клин в отношения между РФ и Китаем, который, мол, никакой не друг россиянам. Однако на данный момент можно определенно сказать: конкретного решения относительно строительства «Линии D» из Туркмении Пекин не принимал, просто сообщения об этом возникают каждый год, с завидной регулярностью. Официальные представители двух стран обсуждают вопрос при каждой новой встрече.
Возможно, Reuters и FT попытались также принизить значение недавнего визита премьера Мишустина в Китай, который действительно закончился без подписания коммерческого контракта по строительству «Силы Сибири-2». Но эта сделка и не предполагалась изначально, речь могла идти лишь о согласовании каких-то технических аспектов.
В составе российской делегации не было даже главы «Газпрома», а ведь в 2014-м, когда подписывали контракт по «Силе Сибири-1», в этом действе участвовали и Алексей Миллер, и Владимир Путин, и председатель Си Цзиньпин. Ну а главное то, что договоренности между Пекином и Ашхабадом о строительстве всех четырех ниток газопровода из Туркмении в Китай, включая «Линию D», были достигнуты еще в 2000-е годы.
- Почему же эту «Линию D» не проложили сразу, что помешало?
- Четкого ответа нет, но кое-что можно предположить. Дело в том, что Туркмения никогда не загружала на полную мощность три существующие нитки - A, B и C. Вероятных причин две: либо Китаю не требовались такие объемы природного газа из среднеазиатской республики, либо сама Туркмения была не в состоянии добыть его в нужном для поставок количестве.
Никакими новыми крупными проектами страна не занимается уже долгие годы. При этом она остается крупнейшим поставщиком газа в Китай, опережая «Газпром». Соответственно, непонятно, почему именно сейчас в Пекине решили сделать ставку на туркменский газ, как пишут Reuters и FT.
- Вообще-то Китай, в силу национальной осторожности, привык «раскладывать яйца в разные корзины», максимально диверсифицируя каналы сырьевых поступлений. Неужели он решил не спешить с реализацией проекта «Сила Сибири-2», сделав основную ставку на туркменский газ?
- Китай понимает, что потребление газа его промышленными компаниями будет только расти, и что на его внутреннем рынке хватит места и туркменским поставкам, и российским. Строительство «Линии D» является вопросом времени и физической возможности Ашхабада по заполнению этой трубы.
Сейчас в Пекине просто хотят застолбить этот проект, а предметно заняться им намерены позже. Китайская сторона в равной степени ценит туркменский и российский газ, причем не за физико-химическое качество, а за «политическое»: трубопроводные поставки намного сложнее перекрыть по сравнению с морскими, танкерными.
Чем острее конкуренция между КНР и США на глобальной арене, тем выше риски, что Китаю заблокируют каналы поступления в страну сжиженного природного газа. Прежде всего из Австралии и Катара.
Конечно же, Пекин не поставил крест на «Силе Сибири-2», он всего лишь продолжает торговаться с «Газпромом» по формуле цены на российский природный газ. В этом смысле публикации в Reuters и FT даже в какой-то мере усиливают его переговорные позиции.