Жизнь под давлением
Россия еще в марте прошлого года, после первой волны ограничений, побила рекорд по количеству введенных против нее санкций, оставив далеко позади себя бывших лидеров этого антирейтинга — Сирию, Венесуэлу, Кубу, КНДР и Иран. И вот уже скоро стукнет полтора года с начала СВО, а останавливаться недружественные страны не собираются. Каирская газета Al Araby в феврале подсчитала, что против нашей страны было введено более 14 тыс. различных ограничительных мер. Для сравнения: против КНДР в настоящий момент действует более 2 тыс. санкций, против Сирии — свыше 2,6 тыс. До рекорда нашей страны самым тяжелым считалось положение Ирана, который выживает под гнетом более 4 тыс. ограничений.
Но в отношении России это, как выяснилось, не предел. Западные страны не собираются останавливаться и усиливают давление. 19 мая, накануне саммита G7, Великобритания ввела рестрикции в отношении 86 человек и организаций, связанных с российским военно-промышленным комплексом. Лондон намерен также запретить импорт меди, никеля и алюминия из нашей страны. Власти Туманного Альбиона также предполагают, что новые ограничения «заморозят» экспорт алмазов в объеме $4 млрд.
В Вашингтоне не отстают от европейских коллег. По данным издания USA Today, в Белом доме хотят ввести санкции против 70 компаний, которые занимаются экспортом из США, а также более 300 физических и юридических лиц, морских и воздушных судов. Американские власти планируют ограничить работу «финансовых посредников» в Европе, на Ближнем Востоке и в Азии.
Расширила санкции против России и Австралия. В этот раз ограничения коснулись 21 российской компании, включая несколько крупных банков, и 3 высокопоставленных граждан нашей страны — помощника Президента России Максима Орешкина, главы Росфинмониторинга Юрия Чиханчина, начальника государственно-правового управления президента Ларисы Брычевой.
При этом по итогам саммита «Большой семерки» количество ограничений увеличится еще больше, поскольку входящие в это объединение страны уже заявили, что хотят ужесточить доступ нашей страны к мировой финансовой системе, ослабить зависимость от ее энергоносителей, сохранить в заблокированном состоянии активы России, а также обсудить возможные меры противодействия посредникам, которые продолжают торговать с нашим государством. В этот раз в фокусе внимания оказались «санкционные дыры», которые они и попытаются устранить, а также нанести урон российской ядерной энергетике и торговле алмазами.
Пакет с пакетами
Но не стоит от перечисленных враждебных шагов сильно переживать. Еще в начале санкционной войны Запада против России член Совета Федерации РФ Елена Афанасьева, комментируя один из первых ограничительных пакетов, указала, что наша страна положит этот «пакет в пакет с пакетами». «Мы все знаем, для чего эти пакеты существуют в наших домах», — заявила сенатор, намекая на выброс мусора.
Если перейти с образного языка сенатора на сухой язык цифр, становится понятно: Россия с небывалым санкционным давлением справилась, а к многочисленным экономическим ограничениям в основном приспособилась. Главное достижение — наша страна за прошлый год на 8,1% увеличила оборот внешней торговли. Он достиг $850,5 млрд. По данным таможенной службы, в прошлом году товарооборот России с Китаем по сравнению с предыдущим годом вырос на 28%, с Турцией — на 84%, с Белоруссией — на 10%. Потеряла же от разрыва отношений сильнее всего Германия: товарооборот с ней сократился на 23%. Любопытно, что страны ЕС в целом оказались не в минусе, а в плюсе! Общий товарооборот между нашей страной и Евросоюзом стал рекордным за восемь лет, сообщил Евростат. Преимущественно европейцы импортировали российскую продукцию, а не экспортировали в Россию. Так, ЕС купил у нашей страны товаров сразу на 203,4 млрд евро, при этом рост по сравнению с 2021 годом оказался невероятно большим — почти 25%. При этом женевский Центр международной торговли отмечал, что экспорт ЕС в РФ за 11 месяцев 2022 года оказался примерно в 5 раз ниже, чем за весь 2021 год, что «указывает на существенное снижение поставок из ЕС в РФ».
Ну и кто при таком соотношении сильнее пострадал от санкций? Ответ очевиден: наши бывшие западные «партнеры». «Российским компаниям уже нет нужды придумывать механизмы обхода санкций, — утверждает директор департамента корпоративных финансов ИК «ИВА Партнерс» Артем Тузов. — Западные страны и корпорации успешно справляются с обходом санкций самостоятельно. Главное, им не мешать: разрешить параллельный импорт и дать возможность платежей в валюте, отличной от долларов и евро. Это выполнено. Все остальное капитализм сделает самостоятельно».
Призрачная торговля
Конечно, если бы санкции вообще не действовали, то их бы и не вводили. Но ни российские власти, ни представители отечественного бизнеса не сидели сложа руки все это время. Россия начала активно отказываться от доллара и в целом от валют недружественных стран во внешней торговле, был разрешен параллельный, или «серый» импорт. Энергоносители стали перевозиться танкерами с пометкой «пункт назначения неизвестен» по аналогии с методом обхода санкций, которые ранее использовали Иран и Венесуэла. Кроме того, российскую нефть часто смешивали с сырьем из других государств в небольших пропорциях и на этом основании меняли страну происхождения товара в таможенных декларациях, а дальше спокойно ею торговали. Но и это еще не все. Как сообщила недавно деловая газета Financial Times (FT), европейские товары двойного назначения на сумму более чем в $1 млрд исчезли во время транзита по России к пунктам назначения в Армении, Казахстане и Киргизии. Такие выводы издание сделало на основании изучения открытых данных, назвав этот явление «призрачной торговлей». Отмечается, что из Евросоюза в перечисленные страны всего было отправлено товаров на $2 млрд, среди них — авиационные компоненты, оптическое оборудование, газовые турбины, продукция для радиовещания и другие подсанкционные изделия. И часть из этого перечня «запрещенки» просто не дошла до получателей. «Несоответствие в записях говорит о том, что Россия обошла масштабные санкции, указав посредникам, агентам или поставщикам поддельные пункты назначения в таможенных декларациях ЕС, — делает вывод издание. — Этот метод помог Москве сохранить доступ к важнейшим европейским товарам».
Конечно, FT своей публикацией вовсе не собирался «хвалить» нашу страну. Как указывает Тузов, «пропажа» грузов на территории Российской Федерации означает, что транзит через нашу страну ненадежен, что есть пострадавшие, до которых груз не добрался, но на практике это не так. «Но нет ни одного пострадавшего от такой «пропажи» грузов, — подчеркивает эксперт. — Это значит, что и отправитель, и получатель грузов довольны итогом транзита через Россию».
Сам факт публикации в уважаемом издании FT, вероятно, можно рассматривать как сигнал о том, что хитрость российского бизнеса и властей была замечена. «Любая схема работает, пока о ней не узнают регулирующие органы, — напоминает финансовый аналитик BitRiver Владислав Антонов. — Как только брешь в санкциях устранят, схема перестает работать или адаптируется под новые условия». Но и тут нет повода печалиться. В случае если этот способ обходить санкции страны «Большой семерки» перекроют, российские власти и бизнес найдут другие пути. Например, будут производить закупку продукции в других странах, которые не участвуют в санкциях против России или используют сторонние компании, которые не связаны с нашим государством.
Можно и нужно воспользоваться и международным опытом обхода санкций. «Северная Корея адаптировались к санкциям, фальсифицируя таможенные и отгрузочные ведомости или разделяя товары на компоненты, которые не входят в санкционные списки, — напомнил начальник аналитического управления «БКФ-Банка» Максим Осадчий. — Например, поставка танков в Республику Конго в 2009 году была осуществлена под видом запасных частей для бульдозеров, а партия ракет в Йемен в 2002 году значилась в транспортной накладной как цемент». Обход санкций возможен за счет создания и расширения транспортных коридоров, соединяющих нашу страну с государствами, не поддерживающими санкции, например, по маршруту Россия–Иран. По мнению представителя компании Trader Income Дмитрия Мазанова, отечественные компании могут прибегнуть к таким методам обхода санкций, как использование посредников, учреждение филиалов за границей и применение криптовалют.
Всегда остается форточка
Интересным способом обхода ограничений была так называемая «финская форточка» для СССР или «белорусский транзит» в период 2016–2017 годов, когда через соседние страны на наш внутренний рынок поступали попавшие под ограничения товары народного потребления и продукты. «Везде, где появляются какие-либо сложности, всегда появляется новая модель и ниша для бизнеса, — продолжает разговор основатель «Академии бизнеса и стратегического маркетинга» Юлия Корчагина-Озджан. — Я думаю, что такой способ обхода санкций сохранится либо просто надписи в документах будут заменяться на дружественную страну. Это так называемая перебивка этикеток, нанесение новых наклеек, и все будет перевозиться, как это было недавно с пармезаном».
Здесь уместно даже поговорить о пользе коррупции в зарубежных странах, если она помогает России справляться с ограничениями. Почти везде в мире, в том числе в находящихся под западным давлением Иране и Кубе, есть места, где можно купить санкционные товары, просто цена на них высокая. И не надо морщить нос по поводу не совсем законных способов международной торговли, перечисленных выше. Против России объявлена настоящая «санкционная война», и для выживания, а тем более для победы, в ней все средства хороши.
Кроме того, не стоит забывать и о настоящем импортозамещении. «Надо не на словах, а на деле развивать национальное импортозамещение, налаживать локализованное производство необходимой для внутреннего рынка техники, в частности, с помощью Китая или Белоруссии, — полагает ведущий эксперт Центра политических технологий Никита Масленников. — Изначально параллельный импорт был задуман как временная мера, а сейчас такой механизм приобретает все признаки долгосрочной практики. Можно сколько угодно придумывать эффективные способы обхода западных санкций, но без одновременного развития собственной технологической базы мы рискуем долгие годы топтаться на одном месте».
Грядущий ввод 11-го пакета санкций на российских компаниях может отразиться по-разному. «Для кого-то это будет финальный толчок к сотрудничеству со странами Латинской Америки и Ближнего Востока и, конечно, с Китаем, — полагает эксперт в области международных закупок Вадим Некрасов. — К тому же страны Латинской Америки сами настроены на сотрудничество: например, недавно Мексика заявила о готовности поставлять в Россию ваниль и какао в обмен на поставки железа, зерна и удобрений». С другой стороны, есть российские фирмы, которым принципиально закупать определенные европейские товары и которые сейчас завозят их через Турцию, Узбекистан, Туркменистан, Азербайджан, Армению… Если эти страны откажутся от сотрудничества с Россией из-за возможных неблагоприятных последствий со стороны ЕС, то новой транзитной страной может стать Индия. Многие эксперты видят в ней потенциал для становления в ближайшее время «новым Китаем». При желании она может даже полностью отделиться от глобальной экономики (как это сделала, например, Северная Корея), ее собственных мощностей и потенциала для этого хватит. Поэтому наложить санкции на Индию будет гораздо сложнее, чем на другие страны: для нее такие меры будут менее ощутимы. А это, в свою очередь, предоставляет российским компаниям дополнительные возможности, пояснил эксперт.
В общем, в мировой торговле в ближайшее время продолжится своеобразное соревнование между введением санкций против России и их обходом, причем часто и тем, и другим будут заниматься одни и те же страны. Ну а отечественная экономика в условиях ограничений живет уже много лет, так что и с 11-м пакетом санкций справится — сомнений нет!