Бензин в оптовом звене непрерывно дорожает с февраля, а пару недель назад рост резко ускорился. В конце апреля глава Минфина Антон Силуанов сделал заявление, явно не вызвавшее восторга у рыночных игроков. Он сказал, что власти с июля планируют вдвое снизить демпферные субсидии, которые нефтяные компании получают из бюджета за поставки топлива на внутренний рынок. Соответствующий законопроект еще не внесен в Госдуму, но за этим дело не станет. Планы финансового ведомства обусловлены намерением сократить дефицит казны, по итогам четырех месяцев составивший 3,4 трлн рублей (при намеченных на весь год 2,9 трлн).
Напомним, механизм демпфера, введенный в 2019 году, призван удерживать розничные цены на автомобильное топливо внутри России в пределах инфляции при росте мировых цен на сырье. Но в силу своей громоздкости он не вполне гибко реагирует на краткосрочные изменения на рынках. Тяжелее всего в этих условиях приходится небольшим независимым АЗС: поскольку оптовые цены постоянно опережают розничные, владельцы таких автозаправок несут убытки, не желая ввязываться в стоимостную гонку и пересматривать свою ценовую политику, чтобы не растерять клиентов. В среднем теряя около 1,5-2 рублей на каждом проданном литре бензина, они балансирует на грани рентабельности и вынуждены идти на непопулярные шаги рано или поздно. Только ВИНКи (вертикально-интегрированные компании – гиганты нефтяного сектора) могут сглаживать эти колебания за счет внушительного запаса прочности.
«Сегодня демпфер не оправдывает себя в полной мере, а анонсированное Минфином урезание субсидий создает на рынке дополнительную нервозность, - рассуждает ведущий эксперт Центра политических технологий, экономист Никита Масленников. – Уже сейчас нефтяники пытаются «отыграть» будущие потери. Плюс, мощным сезонным фактором подорожания бензина является проведение плановых ремонтов на целом ряде НПЗ при увеличении спроса на топливо в мае. Биржевые котировки не сразу транслируются в розницу, поскольку существует значительный временной лаг между ростом крупнооптовой цены, мелкооптовой и взятием на реализацию розничным продавцом».
То, что сейчас происходит, характерно для мая-июня: обычно во второй половине года ситуация выравнивается. Цены в любом случае будут плавно повышаться, но за пределы годовой инфляции не выйдут (хотя какой окажется в итоге эта годовая инфляция – пока тоже не вполне ясно). К одному из факторов риска Масленников относит глобальную нефтяную конъюнктуру: непонятно, что будет с баррелем Brent, стоимостью нефтепродуктов и спросом на них. Во всяком случае, Минэнерго США понизило среднегодовой прогноз по Brent почти на 8% - с $85 за баррель до $78,65. Что касается истории с независимыми российскими АЗС, она повторяется из года в год, уже на протяжении десятилетий. Впрочем, владельцам мелких автозаправок все же удается как-то выкручиваться, несмотря на низкую маржу. В частности, кого-то субсидируют региональные власти, а кому-то удается делать запасы, арендуя определенные мощности НПЗ. Что позволяет не повышать цены и сохранять клиентов.
«В среднесрочной перспективе мы увидим подорожание на 3–5 рублей за литр, - говорит руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. - Пару дней назад Минэнерго РФ выразило мнение, что цены не выйдут за рамки инфляции, поскольку автозаправкам, покупающим бензин по биржевым ценам, удается оставаться в плюсе. И вот уже АИ-95 стоит 60,6 тысяч рублей за тонну. Демпфер, конечно, сглаживал ситуацию. Но, по некоторым данным, маржа автозаправочных станций за АИ-95 составляет сейчас 0,8 рубля с литра, а АИ-92 – 0,4 рубля с литра. А это уже на грани рентабельности. Соответственно, чтобы компенсировать дефицит бюджета, Минфин намерен снизить порог демпфера». Именно поэтому, полагает Деев, мы и увидим в ближайшие месяцы постепенное повышение стоимости топлива на АЗС. О долгосрочных же последствиях такой политики финансового ведомства для розничных цен на бензин эксперт судить не берется.