Поначалу планировала отправиться к морю на поезде. Но здесь вышла осечка. Уже в начале апреля скорых поездов на нужные даты не оказалось. Более того, билеты до Крыма на такие поезда были уже выкуплены на несколько месяцев вперед.
Оставались места лишь на то, что останавливается у каждого столба. Знакомый проводник пожаловался мне на очередной бардак: «Слушай, разве это по-человечески мариновать людей в вагонах практически двое суток?! Ведь абсолютно все пассажиры едут до конечной станции. И если скорые поезда летят без остановок, то обычные движутся как электрички, со множеством остановок. Народ на них вываливается только покурить, воздухом подышать.
Так почему не пустить больше скорых составов?! Их уже сейчас катастрофически не хватает. Сейчас жара начнется, и мучения пассажиров усугубятся. Я расстроен, жалко людей, хочу, чтобы об этом узнали наверху. Помоги!»
Мои друзья Артур и Карина еще в начале марта из-за высокой цены билетов в купейный вагон взяли плацкартные места на пассажирский поезд. За два взрослых билета на май до Симферополя с неудобным временем прибытия они выложили 10 тысяч рублей. Но в итоге рассказали, что проблем в дороге не было.
У тех же, кто спонтанно захотел на поезде посетить полуостров на майские праздники, выбор был небольшой: остатки мест на верхних боковых полках или купе-люкс за 144 тысячи рублей.
Камеры, ремонты, объезды
После неудачи с железнодорожными билетами было принято решение стартовать в Крым на машине. Из Москвы в компании моих друзей Даши, Евгения, Лены и пуделя Мани в 8.30 утра мы тронулись в путь. В воскресенье по календарю.
В это время дороги совсем не перегружены. Навигатор утверждал, что, разницы между маршрутом через платные и обычные участки дороги нет. Но мы выбрали платный вариант. И в итоге — угадали, так как через пару часов картина изменилась кардинально: бесплатный маршрут показывал огромную задержку.
Тарифы за проезд с прошлого года подросли. В специальном приложении смартфона у нас была подключена скидка 7%. Но уже за первые 200 км со счета списали 650 рублей. Как позже выяснилось, цена проезда по платке в выходные оказалось выше, чем в будни. На 300-х километрах трассы укладывали новый асфальт. Затем пошли участки с ремонтом, а, значит, со сбросом скорости. На картах они, как правило, отражены.
С собой мы взяли обычную воду, термосы с чаем, орехи, сухофрукты, сыр и огурцы. Первые несколько часов по трассе М-4 двигались со средней скоростью 110 км в час.
Евгений постоянно боролся с желанием поддать газку, но заранее установленное приложение строго «грозило пальчиком». Оно информировало о ближайших камерах. А их по всей дороге на юг — полный комплект!
Большую пробку на «скоростном» шоссе пришлось объезжать через Масловку, Старую станицу и Каменск Шахтинский. Эта дорога оказалась более-менее сносной: без выбоин, но вся в заплатках. «Заплатки, ненастья на пути моем, что такое счастье — объясню потом».
Чтобы не попасть в затор и вовремя свернуть, нужно внимательно и заранее мониторить маршруты объезда по карте-навигатору. В Ростовской области на пути встретилось много ярких образцов военно-патриотической настенной живописи. Но заснять их не удалось из-за наступающих сумерек и скорости. Заметила, что далее по маршруту (уже на второй день) в Краснодарском крае таких рисунков по дороге почему-то не встречалось.
Потом начались бесконечные дорожные ремонты вперемешку с кочками на шоссе. Около 10-ти вечера на трассе М4 в районе Новобатайска мы встали в глухую 15-ти километровую пробку из-за ремонта трассы, аварии бензовоза с КАМазом и задержки на платном пункте пропуска.
Появились мысли заночевать в машине, но вместе с ними и идея объехать по закрытой на ремонт полосе. Выбрали второе и не прогадали. Как выяснилось, авария оказалась ерундовой. И если бы ситуацией управляли сотрудники ДПС, формируя поток машин по закрытой полосе, люди бы сэкономили несколько часов.
К месту ночевки в станице Динская мы добрались около часа ночи.
Почему Динская? Да потому что, во-первых, здесь мы заранее забронировали номера в отеле. А во-вторых, уж больно это место притягательное: земля в Динской вся напитана историей, причем военной. А как же без нее?
В конце XVIII века здесь создавался южный оборонительный рубеж. Процессом руководил самолично полководец Александр Суворов. Догадались, от кого оборонялись? Турция и Англия противились и в те времена укреплению Российского государства. Они разжигали ненависть народов Кавказа к русским. Вот поэтому под началом Суворова в этих краях и создали Кубанскую оборонительную линию.
Так что спалось нам в эту ночь на новом месте очень даже спокойно. Кстати, номер на троих с завтраками обошелся в 3900, доплата за собачку Маню — 400 рублей. Уточню, что братьям нашим меньшим тоже необходимо горячее питание. Поэтому мы предусмотрительно взяли с собой портативную горелку с маленьким газовым баллоном. В номере на ней удалось приготовить не только горячий завтрак для Мани, но и заварить для каждого из нас по паре чашек кофе и витаминного чая с боярышником.
На заметку: отлично восстанавливает силы любой напиток с витамином С. В идеале лучше всего взять с собой лимон. А чай с лимоном и боярышником за 30-40 минут до сна действует как мягкое снотворное.
Досмотр на Крымском мосту
В итоге из Динской стартовали в 9 утра. До Крымского моста из этой точки - примерно 250 км.
Их преодолели без особых проблем: навигатор предложил несколько вариантов маршрута. Один из них шел в обход Краснодара. Его-то мы и выбрали. Хотя, если верить навигатору, по времени существенной разницы проезда по обеим дорогам не было.
Мы «покормили» железного коня, 95-м по цене 55 рублей за литр. Выбирали бензин марки «экто». Ранее заправлялись в Тульской области по цене на 2 рубля ниже.
На подъезде к Крымскому мосту сотовая связь пропала. Через каждые 50 метров вдоль дороги здесь стояли представители службы безопасности. Нас остановили и поинтересовались, много ли вещей мы везем. Затем объяснили, какими способами можно пройти досмотр.
А вариантов было несколько: простоять несколько часов в очереди на сканирование авто (без выноса вещей) или перенести все сумки и чемоданы на специальную линию досмотра с проходом через рамку и последующей тщательной инструментальной проверкой самой машины.
Мы выбрали второй вариант, поскольку вещей с собой у нас было немного. Вся проверка заняла полчаса. На ней остановлюсь отдельно.
Самым долгим оказалось доставать весь багаж из машины, а потом укладывать все обратно. Через рамку прошли быстро. Проверка авто заняла не больше десяти минут.
В отличие от прошлого года, осмотр вещей и машины проводился качественно. Сотрудников, ответственных за эту работу, очень много.
Если год назад машины проверяли выборочно и вяло, то в этом году все проходит бодро, оперативно и крайне дотошно. Так что «муха не проскочит, комар не пролетит». В машине залезают во все укромные уголки с металлоискателем: под капот, в бардачок, боковые отсеки дверей и сидений. Заглянули даже в отсек с запаской. Такой подход усилил уверенность в завтрашнем дне.
Обратила внимание на важную деталь. Если год назад наш автомобиль досматривала усталая женщина в возрасте лет шестидесяти, то в этот раз состав проверяющих значительно омолодился лет на 10-15 минимум. Среди них появилось больше мужчин среднего возраста. Кстати, самих пунктов досмотра в день проезда я насчитала несколько десятков. Нашу машину проверяла женщина.
После съезда с моста, сотовая связь и GPS заработали.
Первой точкой нашего путешествия был район Ялты. Поэтому мы выбрали более длинный маршрут, но по трассе «Таврида», минуя серпантин. Не пожалели. Оптимальный расход топлива при стабильной скорости 100-110 км/ч и достаточной загрузке авто (4 человека и полный багажник) составил 8 - 8, 5 л на 100 км.
В целом цены на бензин от московских практически не отличаются. Качество топлива — хорошее. Итоговая сумма расходов на бензин составила 7600 рублей, расходы на платке — 3265.
Зачем оставили украинские таблички?
Окрестности Ялты встретили нас дождем и радугой. Проблем с питанием здесь абсолютно не было. Хочешь, питайся комплексно по демократическим ценам. И это вкусно, обойдется в 600 -700 рублей в день на человека. А можешь тратиться на кафе с претензией по 1700 - 2000 рублей в день на человека.
Есть и третий вариант: покупать продукты и готовить на мини-кухне в гостинице. Это дешевле всего, и обойдется на десять дней не дороже 5000 рублей на одного.
Ближе к майским праздникам наша компания пополнилась. Знакомые прибыли на SAAB 9.5. Траты на топливо - 7800 рублей. Ночную остановку делали в окрестностях города Шахты.
Номер на двоих - 2000 рублей за ночь, доплата за маленькую собачку Кузю -100 рублей. Здесь же в кафе они плотно и вкусно подкрепились в пределах 500 рублей на человека. На Крымском мосту Ярослав с Машей задержались, как и мы, на полчаса.
Несколько дней вся наша большая компания изучали окрестности Ай-Петри и Мисхорского парка. В самом парке очень удивила старая колонна с мраморной плитой, где была высечена информация об истории этого места. Описание завершали слова «Повреждение парка-памятника преследуется по Закону Украины». А впрочем, в парке абсолютно отсутствует освещение. Дорожки, похоже, не видели ремонта еще со времен Союза.
В том же состоянии - и большинство причалов. Некоторые полностью разрушены штормами. Это большая проблема по всему Крыму. Так что найти места, откуда отчаливают катера и теплоходы, не так-то просто. Многое требует капитальных вложений. «Да где ж их взять?!» - рассуждают местные.
С парковкой в Ялте все оказалось сложно. Приложения для паркинга не работают. Зато по выходным она бесплатная.
В Никитский парк лучше всего приезжать в будний день. По выходным и праздникам здесь тесновато: горожане любят это место.
Очень огорчили заваленные мусором бесхозные части территорий крымских городов, заброшенные уголки парков. Встречались места, где центральные дорожки были убраны, клумбы ухожены, а по углам вдоль оград все закидано пустыми бутылками, пластиковыми стаканчиками и грязными пакетами.
Но по сравнению с прошлым годом наметилась положительная тенденция. Завалы кое-где разгребли. Например, спуск с трассы к пляжу Русалка. Хотя еще многие места, например, вдоль тротуара по Алупкинскому шоссе так и остаются под мусорными завалами. Кстати, здесь не встретилось ни одной урны.
На территории Воронцовского парка на входе идут ремонтные работы: перекладывают плитку, проводят коммуникации.
Фрукты без ценников
За все время нашего путешествия мы побывали в разных уголках Крыма: в Кореизе, Ялте, Бахчисарае, Судаке, Алуште. Уровень цен в продуктовых магазинах примерно такой же, как и в Москве. Правда, в южнобережных городах (ЮБК) они заметно завышены. Кое-где даже в полтора раза.
А вот рынки — это отдельная песня. Например, на Центральном рынке Ялты две трети овощей и фруктов выставлены вообще без ценников. Нужно спрашивать. Причем стоимость называют не сразу. Вначале улыбаются и оценивающе тебя разглядывают. Но, когда озвучивают цифру, вспоминается шутка «Иногда хочется заехать на рынок в танке и спросить — сколько, сколько?!»
Ну, сами посудите: клубнику предложили по 500-600 рублей, ялтинский лук — 150-200 рублей. Естественно, это цена за один килограмм. На сухофрукты вообще лучше не смотреть: самая низкая цена на инжир начинается от 600 рублей за кило, «космическими» по цене оказались сушеные персики — 1500 рублей за кило.
«А что вы хотите, — это же самый дорогой город ЮБК, - сказала бабушка на выходе из рынка и продала нам клубнику по 400. Оказалась вкусная. А мне вдруг вспомнилась прошлогодняя клубника из Херсонской области по 70 рублей за килограмм. Сладкая и ароматная. В ожидании машины с херсонской продукцией всегда собиралась толпа страждущих. Товар разбирался мгновенно, ящиками, и люди спрашивали: «Когда вас ещё ждать?» А впрочем, этот вопрос актуален и сегодня.
В других городах цены по сравнению с ялтинскими были пониже. Например, в Судаке молодой картофель можно было купить по 60-80 рублей за килограмм. В Бахчисарае огурцы стоили 200 рублей, а картофель на 20 рублей дороже. Но местные ждут, когда будут открываться совхозные палатки и стихийные продуктовые развалы, куда привозят товары окрестные фермеры.
В тех городах, что мы объехали, чувствовалось праздничное ожидание чего-то хорошего. Это витало в воздухе. Везде что-то белили, красили, чистили ливнёвки, подстригали кустики, ремонтировали. Жители частного сектора копошились на своих клочках земли, где колосилась зелень, цвели сады. На отдельных деревьях уже зеленели круглые завязи фруктовых плодов. Год назад в это время здесь уже стояли фруктово-овощные и экскурсионные палатки. Начинали работать кафе. А сейчас — тишина.
Отмечу, что в прошлом году в это же время народу было заметно больше, но местные не унывают. Хозяева частных отелей и гостиниц принимают ситуацию как данность. Они уверены, что по любому хоть какие-то отдыхающие приедут.
«Дайте оружие, и пусть только сунутся»
За все время, пока мы путешествовали по Крыму, со стороны Украины его пытались атаковать несколько десятков беспилотников, которые были нейтрализованы.
Я разговаривала с разными категориями граждан. Общая картина — люди оценивают угрозы украинцев как жужжание надоевшей мухи. Многие мужчины записываются добровольцами на фронт, в городах сформированы пункты сбора помощи нашим военным. Никто не верит, что сюда когда-либо ступит нога украинского националиста, а уж тем более представителей «коллективного агрессивного Запада».
- Да весь этот коллективный Запад, подзуживающий украинцев, зубы о нас обломает, - говорит житель Бахчисарая лет 60-ти по имени Андрей, работающий охранником в школе, - у меня сейчас живут беженцы из Харькова. Хорошая семья, дочь у них — студентка. Учится пока дистанционно. Вежливые, спокойные, очень переживают за обстановку.
Мы по вечерам до полночи с ними за жизнь разговариваем, на рыбалку вместе ходим. У нас в городе много украинцев. Ничего плохого про них сказать не могу. Все эти разговоры по захвату полуострова — брехня. А если что — народ здесь готов отстаивать свою землю.
В Алуште очень много тех, кто переехал сюда из сибирских окраин в 2014 году. С некоторыми из них я побеседовала.
- Я знаю три таких семьи. Афанасьевых я переманил, а они уже своих знакомых-родственников сагитировали здесь купить жилье. Приезжих оттуда много. В основном пенсионеры, знаю некоторых бизнесменов. Они тут строительные фирмы держат, - рассказывает местный житель, электрик Виталий. - А я-то сам уже давно никаких новостей не слушаю. Зачем? Работы много. А еще хозяйство, огород. Надоело на внешнюю жизнь отвлекаться. Делай что должно, и будь, что будет.
Добровольцем меня не взяли, с сердцем у меня проблема. Я расстроился, конечно. А сын — на передовой. Весточки есть, и слава богу.
«Чуете, чем пахнет»
- Мы заметили интересное явление. Весь декабрь и январь рынок недвижимости стоял. Не продавалось, не покупались ничего: земля, гостиницы, квартиры. А в феврале народ как «с цепи сорвался», - рассказывает риэлтор Ринат. - Цены на все взлетели в два раза и больше.
Если домик с землей в тихой деревушке зимой стоил полмиллиона, то сегодня его цена поднялась до 1 200 000 рублей. Я как раз сделку оформляю. Стали охотно разбирать квартиры по высоким ценам. Народ твердо убежден, что все в Крыму будет стабильно. Жизнь будет только улучшаться.
Возле палатки с хлебом у церковных ворот с Судаке разговорилась с прихожанкой Леной.
- Херсонес Таврический возле Севастополя — святейшее русское место. Здесь крестился князь Владимир. Здесь же произошло Крещение Руси, - рассказывает Елена. - Поэтому Крым является сакральным местом России. Крым — это сердце православия Руси. И добавить нечего!
На Судакской набережной встретила супругов Крахмалевых, Виктора и Нинель.
- Мы приехали сюда из Омска почти десять лет назад, когда Крым вернулся в Россию. Муж и я родились на Украине: я в Харькове, муж — под Чугуевым.
Что касается последних новостей про сбитые беспилотники над полуостровом и тому подобное – да мы уже не обращаем на это внимания. Когда над Феодосией в апреле инцидент такой произошел, немного поволновались. Феодосия-то рядом с нами. А потом оценили обстановку, привыкли.
Здесь наши вертолеты военные летают над морем, а нам от этого гула даже спокойнее, - говорит Нинель. - Настроение приподнятое, бодрое, весна. Везде распахивают поля. Засевают еще в большем масштабе, чем в прошлом году. Работа идет на волне позитива, оптимизма. Страха никакого нет абсолютно.
У нас есть соседи, у которых родственники живут в Киеве. Они с нами раньше здоровались, были доброжелательные, а теперь даже общаться перестали. Недавно где-то отсутствовали около полугода. Приехали невеселые, потом опять уехали. Вообще такие люди встречаются, но их мало.
Те, кто сдают квартиры, сезона не ждут. Но мы часто гуляем по набережной и встречаем отдыхающих: кто-то в дом отдыха заехал, кто-то жилье снимает. Приезжие, по нашим наблюдениям, потихоньку подтягиваются.
На входе у ворот санатория в Судаке стоит загорелый мужчина лет пятидесяти в камуфляжной форме. Он представился Иваном, родился в Старом Крыму.
- У нас тут среди мужиков разговоры идут сформировать отряд и пойти охранять границы полуострова. У меня брат — военный пенсионер, у него связи остались. Он поможет все это оформить официально, чтобы каждому оружие выдали, - говорит Иван. - А таких желающих, как мы, не один полк наберется.
Мой отец у нас в Грушевке водит школьников на экскурсии по партизанским тропам. Во время Великой Отечественной против Старокрымского и Феодосийского отрядов партизан немцы бросили целый полк с пушками и минометами, окружили. Но уничтожить - не смогли. В моих жилах течет такая сила необъяснимая, которая из земли этой берется. Немцы тогда никак понять не могли, почему, имея стократное превосходство в технике и оружии, они не смогли раздавить горстку русских людей.
Иван потряс в воздухе кулаком и добавил, будто увидел вдали незримого врага: «Пусть только сунутся! Чуете, чем пахнет?!»