Президент Байден отменил запланированный визит в Австралию и Папуа- Новую Гвинею, чтобы сосредоточиться на переговорах по ограничению долга, поскольку Вашингтон оказался перед пропастью потенциально катастрофического дефолта.
Как пишет The Guardian, Байден по-прежнему планирует отправиться в среду в Хиросиму, Япония, на саммит "Большой семерки" (G7) с лидерами некоторых ведущих экономик мира. Но он отменил запланированный первый в истории визит действующего президента США в Папуа - Новую Гвинею, и остановку в Австралии, где он должен был встретиться с другими лидерами так называемой четверки Quad.
Этот шаг был предпринят после того, как Байден провел новый раунд переговоров с лидерами Конгресса в Белом доме в попытке выйти из тупика - и столкнулся с критикой со своего левого фланга из-за слухов об уступках республиканцам. Хотя встреча закончилась менее чем через час, с обеих сторон прозвучали выражения осторожного оптимизма.
Республиканец Кевин Маккарти, спикер Палаты представителей, заявил журналистам: “Я думаю, мы подготовили почву для продолжения дальнейших разговоров… Нам предстоит проделать много работы за короткий промежуток времени”.
Маккарти признал, что обе стороны все еще далеки друг от друга, но добавил: “Возможно, к концу недели удастся заключить сделку. Прийти к соглашению не так уж трудно”.
Лидер демократического большинства в Сенате Чак Шумер рассказал: “Это была хорошая и продуктивная встреча. Все согласились с тем, что дефолт был бы наихудшим исходом – ужасной ситуацией для Америки и американских семей”.
У американских лидеров есть всего 15 дней, чтобы заключить сделку по повышению потолка госдолга правительства США на 31,4 трлн долларов и предотвратить первый дефолт в истории страны.
Министерство финансов США в понедельник повторило свое предупреждение о том, что у него может не хватить денег для оплаты всех своих счетов уже 1 июня, что спровоцирует дефолт, который, по словам экономистов, скорее всего, вызовет катастрофу, порадовав геополитических соперников, таких как Китай и Россия.
По оценкам чиновников, более 8 миллионов американцев могут потерять работу. Миллионы получателей социального обеспечения, ветеранов и семей военнослужащих могут лишиться своих ежемесячных выплат. Жизненно важные федеральные службы, включая пограничный контроль и управление воздушным движением, могут быть нарушены, если работники не смогут получать свою государственную зарплату.
Ильхан Омар, конгрессвумен-демократка из Миннесоты, комментирует The Guardian: “Это ввергло бы множество американских семей в экономическую депрессию. Это привело бы к экономическому кризису не только в Соединенных Штатах, но и во всем мире. Мы должны быть в состоянии сдержать наше обещание и оплатить наши счета, а затем мы сможем вернуться и, очевидно, обсудить бюджет, который может быть согласован обеими сторонами. Но держать нашу экономику в заложниках списка желаний, который приводит к экономическому опустошению для стольких людей, которых мы представляем, просто немыслимо, жестоко и опасно глупо”.
Республиканцы, которые контролируют Палату представителей большинством в 222-213 голосов, в течение нескольких месяцев требовали, чтобы любое увеличение установленного правительством лимита заимствований было связано с сокращением расходов. В прошлом месяце они с трудом приняли законопроект о повышении потолка госдолга при одновременном сокращении расходов почти на 14% за десятилетие.
Сообщается, что на прошлой неделе помощники Байдена и спикер Палаты Маккарти обсуждали такие вопросы, как ограничение расходов, ужесточение требований к продуктам питания и другим льготным программам для американцев с низким доходом, а также изменения в разрешениях на энергоснабжение в обмен на голоса за отмену лимита. Это беспокоит некоторых демократов, особенно левых.
Прамила Джаяпал, председатель прогрессивной фракции Конгресса, написала в Твиттере во вторник: “Демократы не могут отстаивать требования к работе на переговорах о потолке долга. Все, что делают рабочие требования, - это ограничивают доступность продовольственной помощи для семей и наносят ущерб бедным, маргинализированным сообществам - тем самым людям, которых мы были избраны защищать”.
Джон Феттерман, сенатор-демократ от Пенсильвании, заявил в своем заявлении: “Я уверен, что приехал в Вашингтон не для того, чтобы отнимать жизненно важную помощь у работающих людей, в то время как руководители крупных банков едва не обрушили экономику и могут безнаказанно улететь на Гавайи”.
Официально Белый дом неоднократно настаивал на том, что республиканцы должны исключить дефолт и рассматривать бюджетные вопросы отдельно от необходимости повышения лимита госдолга страны, что он называет конституционной обязанностью Конгресса.
Но некоторые наблюдатели подозревают, что его реальная позиция менее ясна.
Билл Галстон, старший научный сотрудник аналитического центра Института Брукингса в Вашингтоне, сказал: “Если этот кризис и должен быть разрешен, то он будет разрешен посредством соглашения о расходах, которое будет каким–то образом связано с потолком госдолга, и у меня есть ощущение - я не могу это доказать - что Рубикон уже пройден перечеркнуто.”
Аналогичное противостояние в 2011 году между Бараком Обамой и новым поколением республиканцев из Дома чаепития привело к историческому понижению кредитного рейтинга США, что вызвало распродажу акций и привело к росту стоимости заимствований. Некоторые демократы утверждают, что Обама пошел на компромиссы, о которых позже пожалел, и Байдену, тогдашнему вице-президенту, следует избегать повторения.
Нынешний тупик встревожил инвесторов, в результате чего стоимость страхования государственного долга США достигла рекордно высокого уровня.
Усложняя задачу заключения сделки, Маккарти согласился на изменение правил Палаты представителей, которое позволяет только одному члену парламента требовать его отставки с поста спикера, что дает больше власти сторонникам жесткой линии, включая примерно три десятка членов “Фракции свободы” Палаты представителей.
Политолог Уильям Хауэлл утверждает: “Республиканцы состоят из множества различных фракций. Есть некоторые консерваторы в области финансов, которые, как правило, обеспокоены долгами и чрезмерными расходами, и есть некоторые, особенно популистское крыло партии, которые заинтересованы в том, чтобы просто взорвать ситуацию. Для них разрушение и неповиновение политически выгодно. Чтобы Байден нашел продуктивный путь продвижения вперед, ему не обязательно заручаться поддержкой всех республиканцев. Ему придется раздобыть кое-что из них. Вопрос в том, в какой степени он нуждается в поддержке республиканцев, кого он может привлечь на свою сторону?”