Сразу стоит сбросить позитивный производственный флер: как сообщает МЭА, несмотря на высокие экспортные результаты в 5,2 млн баррелей в день, доходы России от поставок «черного золота» за рубеж оказались почти на треть меньше, чем за тот же период прошлого года. В свою очередь, суммарные налоговые поступления от нефтегазового сектора упали на 64%.
Праздновать победу над западными санкциями и иными экономическими переплетениями не стоит еще по одной причине. Отечественным добытчикам по сей день приходится продавать нефть со значительными скидками: по оценке Минфина, средняя цена «бочки» Urals с середины апреля по середину мая составила около $56, тогда как котировки Brent доходили до $80. Не сложно посчитать, что дисконт российской смеси к североморской эталонной марке доходит почти до 30%. Остается довольствоваться только тем, что на ряде региональных международных рынков России все-таки удалось добиться уверенных и убедительных прорывов. В частности, наша страна вышла на первое место по поставкам «черного золота» в Китай и Индию. Однако, как показывает практика последнего времени, количество продаваемых за рубеж баррелей уже не приносит стабильной выручки, как ранее.
Тем не менее, сознание того, что даже в условиях тотальных ограничений России удается выкручиваться и продолжать качать валютную выручку (хотя сейчас она в большей степени формируется за счет китайских и индийских денежных знаков) европейцев, очевидно, не оставляет в покое. Как считает глава дипломатии ЕС Жозеп Боррель, пришло время наказывать и подвергать экономическим гонениям страны, не вступавшие с Москвой в острую геополитическую полемику и нарастившие импорт углеводородов. В первую очередь, речь идет об Индии, власти которых обвиняются в увеличении переработки российского сырья, поставленного по заниженным ценам, и в дальнейшем реэкспортированного по всей планете.
Международные юристы уже не раз отмечали, что у Нью-Дели не вызовет проблем ответ на подобные упреки, если такие выговоры будут юридически подтверждены, а выводы регуляторов станут поводом для финансовых издержек. Например, глава индийского МИД Субраманьям Джайшанкар уже обратил внимание, что согласно правилам Совета ЕС после доставки российской нефти в третью страну юридический статус груза существенно трансформируется — теоретически, сырье больше не рассматривается как российское. В связи с тем, покупателей на предлагаемые углеводороды на мировом рынке найдется с излишком: спрос уверенно растет в африканских, ближневосточных и латиноамериканских государствах.
В будущем рекордные темпы прироста нефтяного экспорта России, как утверждают эксперты, будут зависеть от многих обстоятельств. Хотя морские перевозки сырья наша страна вопреки санкционным капканам все же смогла сохранить и даже упрочить, то многие другие вопросы, касающиеся в частности, технологических аспектов, остаются неразрешенными. Так или иначе, наша страна пообещала снизить добычу нефти в этом году на 500 тыс баррелей. Партнеры Москвы по ОПЕК+, в том числе, Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты, последовали российской инициативе и в кооперации с другими членами альянса сократили производство еще на столько же.
Такой ход тогда был на руку России: резкий разрыв контрактов многими европейскими государствами привел к образованию профицита горючего, которое необходимо было быстро реализовать. По мнению ведущего аналитика Freedom Finance Global Натальи Мильчаковой, рост экспорта российских нефти и нефтепродуктов в апреле говорит о том, что уже к весне текущего года наша страна смогла перенаправить экспортные поставки с западного направления на восточное, прежде всего, в Китай и Индию. Эти две страны, по прогнозам ОПЕК и того же МЭА, к 2030 году обеспечат вдвоем четверть мирового импорта нефти.
«Однако совсем без дисконта у России продавать нефть пока не выйдет, — считает эксперт. — Конкуренция на сырьевом рынке высока, и лучший способ привлечь клиента — это ценовая преференция. В следующем году, скорее всего, таких как сейчас скидок уже не будет. Россия не единственный поставщик нефти в мире, который продает свою нефть с дисконтом. Например, Саудовская Аравия чуть ли не каждый месяц объявляет о пересмотре цен для клиентов: одним географическим регионам дает скидки, другим — повышает цены. Это рынок, где каждый поставщик борется за клиента. России, которая ранее зачастую ориентировалась на долгосрочных покупателей, теперь все чаще придется извлекать прибыль с учетом большего числа подробностей».