Европейское эмбарго вошло в шестой пакет санкций, утвержденный Брюсселем в июле 2022 года. Соединенные Штаты запретили ввоз российской водки еще в марте, а в Канаде стали ограничивать поставки в феврале. В результате компании-производители начали переориентироваться на другие направления, прежде всего, на рынки СНГ, Ближнего Востока, Индии и Азиатского-Тихоокеанского региона. Несмотря на сложности с логистикой, отгрузки выросли в Израиль, страны Африки, Средней Азии.
«Ликеро-водочные заводы, владельцы брендов во всем мире традиционно выбирают для экспорта ключевые рынки, страны с высоким уровнем жизни и максимальными финансовыми возможностями. В первую очередь, это США и Западная Европа (Германия, Франция, Великобритания, Италия), куда шла львиная доля нашего экспорта, - поясняет член Гильдии маркетологов, эксперт по маркетингу крепкого алкоголя Руслан Брагин. - В связи со всеми известными военно-политическими событиями коллективный Запад объявил бойкот российской водке. В марте-апреле прошлого года на видеохостинге YouTube появилась масса роликов, на которых американские и европейские бармены и рядовые потребители демонстративно выливают водку в канализацию».
Что интересно, рассказывает собеседник «МК», на первых порах многие участники этого стихийного протеста не делали разницы между российской, украинской или польской продукций. Видимо, по глубокому незнанию. А дальше на том же YouTube стали выкладывать видео с подробными инструкциями, как отличить российскую марку от, скажем, польской Belvedere Vodka и уж тем более от украинского бренда.
«Конечно, потери серьезны. Однако наши производители намерены расширить географию экспорта за счет стран, которые не саботируют поставки. Например, Вьетнама, говорит Брагин. - Кстати, ни один из российских брендов (у нас их 6 тысяч) не преуспел в Китае, хотя это необъятный рынок, и наша водка там присутствует в рознице. Дело в том, что ее ароматический профиль не согласуется с предпочтениями местных потребителей.