Как сообщило агентство Argus, речь идет о двухэтапном подорожании транспортировки: с 1 июня ставка вырастет на 25%, до €17 за тонну, а с 1 августа – еще на 23,5%, до €21 за тонну. Решение исходит от украинского трубопроводного оператора «Укртранснафта». В этом году тариф уже повышался на 18,3%, до €13,6 за тонну. А в 2022-м он вырос дважды: с начала года до €9 за тонну, а затем с 1 апреля – на 27,8%, до €11,5. На данный момент Украина ведет переговоры напрямую с Венгрией, Чехией и Словакией, получающими сырье по южной ветке «Дружбы». По итогам прошлого года общий объем российских поставок в Восточную Европу составил 38,4 млн тонн: они ушли, главным образом, в Польшу, Венгрию, Чехию и Словакию.
Для Киева постоянный рост тарифов на транзит является рычагом давления на Будапешт, с которым у него конфликт. В частности, - по вопросам прав этнических венгров на территории Украины и сдержанной позиции Венгрии в отношении антироссийских санкций ЕС. Таково мнение эксперта Финансового университета при правительстве РФ Игоря Юшкова. По словам собеседника «МК», экономически Украина никак не обосновывает свой шаг, имеющий совсем иную – не финансовую - подоплеку. Все издержки по транспортировке сырья по новому тарифу, включая и прокачку до Сербии, придется взять на себя крупнейшей нефтегазовой компании Венгрии MOL (ей принадлежат НПЗ в Чехии и Словакии). Причем в Будапеште прекрасно понимают: это далеко не последнее повышение ставки. И не исключено, что в конечном итоге там займутся поисками других источников нефтяного импорта.
«Для Украины остановка транзита также невыгодна по финансовым соображениям, - рассуждает Юшков. - Кроме того, это может привести к сокращению переработки и свободных объемов нефтепродуктов в Восточной Европе, которые Киев импортирует из этих стран. Что касается России, ей, с одной стороны, есть куда перебросить идущую в Европу нефть: транспортные мощности и рынки сбыта найдутся. Вопрос в прибыльности. Во-первых, нас прокачка по «Дружбе» полностью устраивает из-за низкой стоимости, во-вторых, Венгрия, Чехия и Словакия – удобные клиенты с налаженной логистикой. Ситуация чревата тем, что Россия перестанет поставлять нефть в Европу».
Последствия повышения тарифа на прокачку российской нефти в Европу через Украину будут зависеть от итоговой конфигурации договоренностей, считает аналитик TeleTrade Алексей Федоров. На его взгляд, для Венгрии текущий маршрут поставок остается максимально выгодным, даже с учетом более высоких расценок. Транспортировка железнодорожным транспортом или транзит через адриатический нефтепровод (через Хорватию), обойдется Будапешту гораздо дороже. Сложно сказать, примет ли он (а также Чехия и Словакия) новые условия, или торг с Киевом продолжится. Европейские покупатели наверняка захотят получить договорные гарантии о сроках сохранения новых тарифов за транзит.
Что касается Москвы, едва ли она захочет лишать себя экспортных доходов, особенно в условиях непростой ситуации с федеральным бюджетом, ограничивая транзит через территорию Украины. Поэтому маловероятно, что поставки по трубопроводу «Дружба» будут остановлены по инициативе российской стороны.
«Судя по последним действиям украинского руководства, в их основе – экономические, а не политические мотивы, связанные с противостоянием с Венгрией, - полагает Федоров. – Киев это показал по готовности к торгу: в изначальной заявке было указано подорожание транзита в два раза сразу с апреля, а в текущей заявке - только на 50% с разбивкой повышения на июнь и август».
По словам руководителя аналитического департамента AMarkets Артема Деева, решения Украины в отношении тарифов на прокачку российской нефти в Европу – прошлогодние и текущие - отдают отчаянием ее Минфина, который явно хочет наскоро залатать трещащий по швам бюджет. Эти попытки накопить хоть какие-то запасы средств, чтобы было чем отапливать собственных граждан ближайшей зимой, имеют сомнительные шансы на успех, уверен собеседник «МК».