В Петербурге начались мероприятия в рамках Совета законодателей, приуроченные ко Дню российского парламентаризма. Ключевое заседание с участием Владимира Путина состоится 28 апреля, а пока комиссии готовят свои предложения, направленные на корректировку действующего законодательства в соответствии с требованиями момента. Неудивительно, что многие из них так или иначе связаны со СВО, а некоторые уже успели обрести форму законопроектов и готовятся к внесению в нижнюю палату парламента.
По словам спикера Мосгордумы Алексея Шапошникова, возникла необходимость снова вернуться к закону «О ветеранах» и внести в него поправки, направленные на поддержку силовиков, выполняющих «спецзадания» в российских регионах, где указом Владимира Путина установлен средний уровень реагирования. (Напомним, что это Крым, Краснодарский край, Белгородская, Брянская, Воронежская, Курская, Ростовская области, а также Севастополь). «Изменения касаются «человека с ружьем». Они вводят новые категории лиц, признающихся ветеранами боевых действий», — заявил парламентарий, уточнив, что речь идет о военнослужащих, сотрудниках ФСБ, ФСО и Следственного комитета, участниках добровольческих формирований и теробороны. Главным критерием получения ими статуса ветерана будет являться участие в выполнении «специальных задач», связанных с проведением СВО. Примером такой «спецзадачи» Шапошников назвал ликвидацию диверсантов, зашедших в Брянскую область 2 марта. Ветераны боевых действий автоматически получают определенный набор льгот, а также ежемесячные выплаты в размере 3,89 тыс. руб. Если кто-то из силовиков в ходе выполнения спецзадания будет ранен или контужен, он сможет претендовать на статус инвалида боевых действий. А если убит — поддержка будет оказана семье погибшего.
Второй законопроект, представленный на комиссии по соцполитике, защищает интересы гражданских лиц, находящихся на территориях со средним уровнем реагирования, которые подвергаются обстрелам ВСУ. По словам Шапошникова, это могут быть как местные жители (в первую очередь пенсионеры, не имеющие возможности эвакуироваться), так и строители, прибывшие из других регионов и занимающиеся восстановительными работами, а также возводящие «засечную черту». «Среди москвичей, к сожалению, тоже есть погибшие, раненые и контуженные. Это простые рабочие, которые выполняют там работы», — уточнил депутат.
Поправками в закон «О государственной социальной помощи» для жителей предлагается установить надбавку в размере 50% от суммы получаемых ими выплат (например пенсий), а для работников из других регионов — пособие, которое будет назначаться в случае увечий, полученных в ходе обстрелов или других диверсий. Социальные гарантии, считает Шапошников, дадут возможность более активно привлекать в приграничье рабочую силу, т.к. «сейчас с этим есть большие проблемы». Однако закон является точечным. Он будет действовать не на всей территории регионов со средним уровнем реагирования, а только в тех населенных пунктах, которые по представлению губернаторов утвердит правительство. В качестве потенциального кандидата Шапошников назвал город Шебекино Белгородской области, постоянно подвергающийся обстрелам.
Председатель Комитета Совфеда по соцполитике Инна Святенко обратила внимание, что сейчас увечья, которые гражданские лица получают в регионах с максимальным и средним уровнем реагирования, классифицируются как бытовая травма и «выплаты происходят именно такие». Это значит, что нетрудоспособность, возникшая по причине обстрелов или атаки беспилотника, ничем не отличается от нетрудоспособности в связи с ангиной или гриппом: пострадавшие могут рассчитывать только на оплату больничного, исходя из среднего заработка и с учетом трудового стажа. Этот момент однозначно нуждается в исправлении, считают законодатели. Впрочем, на регионы с максимальным уровнем реагирования (а это ДНР, ЛНР, Запорожская и Херсонская области) их инициатива пока не распространяется, поскольку высока вероятность, что из-за больших расходов ее не поддержит Минфин.
С другой стороны, председатель Тамбовской областной думы Евгений Матушкин указал, что жители далеких от границы с Украиной регионов также могут пострадать от обстрелов. «Прилетало и в Тульскую область, и в Саратовскую», — напомнил он, предложив в случае гибели или увечья гражданских лиц не ограничивать соцподдержку территориальным принципом.