Изначально речь шла о сборе, который в мире называется Windfall tax. Дословно эти означают «налоги с доходов, принесенных ветром» или «налоги на неожиданную удачу». Следуя экономическим понятиям такой дополнительный сбор взимается с самых прибыльных компаний, когда их выручка значительно превышает среднегодовые показатели.
В случае с российскими законодательными нововведениями, которые чиновники собираются закрепить в Налоговом кодексе, правила игры меняются кардинальным способом. Как сообщают источники, от уплаты освободят нефтегазовые, угольные и перерабатывающие предприятия, а также компании из малого и среднего предпринимательства.
Кто же тогда попадет под новый налоговый пресс правительства? Разовый сбор в бюджет могут распространить на все компании с чистой доналоговой прибылью свыше 1 млрд руб. При этом ставку налога предлагается установить в размере 10% от суммы превышения прибыли за 2021–2022 годы. над аналогичным показателем за 2018–2019-е.
Введение таких налогов, разумеется вряд ли кем-то будет оспариваться, рассказывает директор Института социально-экономических исследований Финансового университета при Правительстве РФ Алексей Зубец. Правительство может усовершенствовать инструменты любой фискальной нагрузки, с которой придется мирится коммерческим организациям.
Но не нужно забывать, что эти фискальные сборы начисляются «задним» числом. Заработанные российскими экспортерами в 2021-2022 годах деньги уже потрачены. В том числе, использованы на бюджетные цели. Далеко не все компании, заработавшие сверхприбыль в прошлые годы, смогут получить аналогичную выручку в нынешние времена.
Теперь компании, ранее обеспечивающие львиную долю федеральных доходов, в связи с санкциями и другими торговыми препятствиями начинают терять зарубежных партнеров и пытаются перестраивать свои логистические цепочки.
«Владельцы компаний, служивших до последнего времени донором федеральной казны, могут сказать чиновникам: мы помогали вам, теперь помогайте нам. Взимание повышенных налогов государством после истечения налогового периода, является некрасивым поступком по отношению к главным государственным доходным предприятиям.
Остается надеяться, что такая акция станет разовой фискальной функцией. Тем более, что большинство крупных российских холдингов участвуют в проектах социального характера, расходы на которые также должны учитываться государственными экономическими ведомствами», — полагает эксперт.
Тем не менее, налоговое давление на частный бизнес, продолжает ужесточаться. «Если в России будет создана правовая база, чтобы при определенных обстоятельствах организовывать единовременные «чрезвычайные налоги», то они будут распространяться на весь отечественный бизнес, — предполагает ведущий аналитик Freedom Finance Global Наталья Мильчакова. — От windfall tax правительство нашей страны планировало получить в этом году дополнительный доход в размере 400 млрд рублей. Скорее всего, поступления окажутся более высокими.
Сколько дальше будет получать государство от чрезвычайных налогов — подсчитать пока невозможно: многое будет зависеть от того, для каких отраслей будут сделаны исключения. Судя по всему, эти чрезвычайные налоги окажутся «творческими» и будут варьироваться от случая к случаю».