Подавляющее большинство россиян рассказали социологам, что не прочь стать космическими туристами. 24% опрошенных заявили о готовности отправиться на Марс, 10% — на Луну, а 9% — на Венеру. Чтобы хоть чьи-то мечты в далеком будущем стали реальностью, НПО им. Лавочкина работает над созданием сразу нескольких космических аппаратов: ведь без дополнительных исследований туристов в путешествие по Солнечной системе не пошлешь. Наилучшие перспективы, как рассказали Мишустину, у проекта «Луна-25». В прошлом Россия, как известно, имела весьма успешный опыт изучения этого спутника. Два лунохода приземлялись на его поверхность в 1970 и в 1973 годах. В 1977 году был запланирован полет третьего, но американцы прекратили свою лунную программу, соревноваться стало не с кем, и миссию отменили. А потом прекратились запуски и других аппаратов. Вернуться на Луну Россия планирует в этом году. Причем вернуться с триумфом. «Мы первые в мире летим на южный полюс. Все остальные садились в экваториальных районах», — победоносно заявили Мишустину разработчики.
Южный полюс Луны привлек внимание ученых рельефом, в котором были найдены залежи льда. По словам главного конструктора лунных проектов Павла Казмерчука, его там не так много, поэтому для России принципиально важно занять этот район, пока до него не добрались другие страны. «Вода, если ее наличие подтвердится, в будущем может использоваться космонавтами или для создания топлива», — пояснил он. Планируется, что «Луна-25» стартует с земли 13 июля, проведет 10 суток в полете, после чего приземлится на южный полюс в заранее намеченном квадрате. Впрочем, забор грунта и отправка его на Землю — это цель последующих экспедиций. (В планах уже значатся «Луна-26, -27 и -28»). На данном этапе речь идет об отработке мягкой посадки в гористой местности и контактных исследованиях. «Дай бог, чтобы все было хорошо!» — благословил сотрудников предприятия Мишустин.
Но если с Луной все более-менее понятно, то чем привлекает космических туристов Венера, для ученых большая загадка. Когда-то наши планеты, по всей видимости, действительно развивались похожим образом, но в определенный момент эволюция Венеры кардинальным образом изменилась. Сейчас там температура 500 градусов Цельсия и плотная оболочка из паров серной кислоты. Ученые хотят выяснить, что и почему случилось с нашей соседкой и не может ли глобальное потепление на Земле привести к такому же печальному результату? «Возможно, есть некая критическая точка накопления, после которой процесс разрушения атмосферы уже не остановить», — опасаются они. Как рассказали Мишустину, аппарат «Венера-Д» находится на стадии эскизного проектирования. Его запуск запланирован на июнь 2031 года, когда появится подходящее астрономическое окно и две планеты будут находиться в одной плоскости. Как и в случае с Луной, российская миссия считается уникальной. Все зарубежные экспедиции к Венере либо работают на орбите, либо бросают на ее поверхность зонд. А НПО им. Лавочкина намерено создать аппарат, который сможет осуществить приземление и даже проработать в «нечеловеческих» условиях этой планеты несколько часов. В рамках проекта планируется опробовать сверхзвуковой парашют и еще несколько уникальных разработок.
— Продумано до деталей, — посмотрев презентацию, прокомментировал Мишустин. — Вам удачи, чтобы получилось.
Из беседы премьера с сотрудниками выяснилось, что самые фантастические проекты для них обыденность. А вот решение бытовых вопросов является настоящей фантастикой. Особенно если речь идет о жилье. Мишустин заявил, что принято решение компенсировать работникам ОПК (в который входит НПО им. Лавочкина) 50% стоимости арендной платы. Он также попросил губернатора Московской области Андрея Воробьева включить в региональную программу социальной ипотеки 8 сотрудников предприятия.
Пока глава кабмина знакомился с практическими результатами труда разработчиков, Владимир Путин занимался теорией. Глава «Роскосмоса» Юрий Борисов доложил президенту о создании российской орбитальной станции, которая должна сменить МКС в 2028 году. «Время бежит быстро, нам ни в коем случае нельзя иметь перерывов в пилотируемой космонавтике. Эскизный проект будет готов летом этого года», — заявил Борисов, пообещав посвятить президента в детали создания станции и даже показать, как она будет выглядеть. Но все это, увы, в закрытом режиме. Владимир Путин в свою очередь заявил, что бюджетное финансирование космической отрасли не снижается (в этом году даже дали на 26 млрд больше, чем в прошлом), а планов действительно громадье. «Это не только какие-то вещи, связанные с научной фантастикой, но и то, что требуется прямо сейчас народному хозяйству и для укрепления обороноспособности страны», — подчеркнул он.
Не секрет, что обороноспособность (как и способность вести успешные боевые действия) во многом зависит от спутников связи. Путин и Мишустин эту тему не комментировали, однако сопровождавший премьера Денис Мантуров пообещал, что к концу года орбитальная группировка вырастет со 192 объектов связи до 259, а с 2025-го начнется «ощутимый прирост». Впрочем, о перспективах лидерства России, которую сейчас опережают несколько стран, вице-премьер говорит уклончиво: «мы либо останемся на нынешнем месте, либо войдем в первую тройку».