Российский национальный авиаперевозчик уверяет, что его отправленный 5 апреля в Иран самолет получает там «обслуживание на самом высоком уровне». А в российских городах появились иранские биодобавки, продукты (преимущественно орехи, сухофрукты и специи), хна и ковры (прежде были только эксклюзивные и очень дорогие, а теперь и доступные массовому потребителю). По словам иранских дипломатов, Иран также намерен наращивать поставки в РФ стройматериалов, нефтехимии, сельскохозяйственной и пищевой продукции.
- Нам у вас очень удобно работать, - делится предприниматель из Ирана, открывший свой магазинчик в Новой Москве. - Ваши покупатели очень похожи на наших, со многими мы сразу подружились. И прекрасно, что в России доступен исламский банкинг.
Исламский банкинг — это способ ведения коммерческой деятельности по шариату, а именно запрет на доходы в виде процентов от любой сделки в «харамных» (греховных) областях — виноделие, свиноводство, производство табака и «непристойных» игрушек, а также любой бизнес, связанный с азартом и отношениями полов вне брака. Мой иранский собеседник, владеющий на юго-западе нашей столицы магазином детских товаров, уверяет, что «непристойные игрушки» - это вовсе не что-то, связанное с эротикой, о чем вероятно сразу подумало большинство россиян.
- У нас непристойными считаются американские куклы типа Барби и все подобные им, так как у них специально подчеркнуты женские формы и вообще они легкомысленный пример для юных мусульманок. Агрессивные игрушки тоже считаются непристойными.
- То есть пистолетики не продаете?
- Оружие — это благородно, даже самый маленький мужчина имеет право в него поиграть. А вот компьютерные игры, где основная цель истребить, приучает детей к агрессии и преследованию... А мамы у вас такие же, как тегеранские, - любят не просто забежать и купить, а придут с детьми, спокойно, не торопясь. Дети играют в товары, а мы с мамами чай пьем с финиками.
- А с мамочками чай пить не харам?
- В иранских городах магазин в квартале — это не просто место, где что-то продается, это клуб по интересам. Люди приходят пообщаться с хозяином и друг с другом. И женщины тут не исключение.
А вот россиянину, побывавшему в Иране этой весной в качестве туриста, так не показалось. И теперь он предупреждает остальных, что, помимо обычных для мусульманских стран запретов (на алкоголь и открытую одежду для женщин), в Иране есть свои «подводные камни». О них радушная турфирма может «забыть предупредить», но если вдруг полиции нравов взбредет показательно наказать иностранца, формально она будет права.
А по местным законам туристам на территории ИРИ запрещено многое, о чем мы даже не догадываемся: мужчинам - носить шорты, майки и любую одежду, открывающую ноги, плечи и спину (от женщин в мусульманском дресс-коде они отличаются только отсутствием требования платка на голове), нельзя ввозить деньги из Сирии, Ирака, Ливана и Саудовской Аравии, а также ввозить, покупать, хранить и даже прикасаться к любой продукции с символикой Израиля.
- У нас много запретов, - подтверждает жительница Тегерана. - Некоторые мы и сами нарушаем. Но все это на свой страх и риск.
Полиция нравов может закрыть глаза, а может и не закрыть, как это произошло с Махсой (22-летняя девушка, погибшая вследствие задержания полицией нравов за неправильно надетый платок). Но большинство запретов касается только иранцев — у нас, к примеру, женщинам нельзя сниматься в рекламе, а мужчинам снимать в ней женщин. Нельзя рекламные билборды с женщинами крупным планом, даже если они в хиджабах. Запрещено спутниковое ТВ, западные соцсети, музыка, кино и сайты.
Тегеранка скромно умалчивает, что в «запрещенке» за закрытыми дверями (ТВ, соцсети, музыка, кино и пр.) тегеранцы себе не отказывают, хотя и не афишируют свое вольнодумство. Но вот держаться за руки и вообще прикасаться друг к другу в общественных местах и на улице даже женатым парам нельзя, и даже иностранцам. Не говоря уж о нарушениях исламского дресс-кода, распитии алкоголя или танцах в общественном месте.
- Туристам все же лучше знать, за что полиция нравов может на них всерьез прогневаться, расценив как вызов нашим порядкам, - предупреждает иранка. - Даже не так страшен алкоголь, если где-нибудь в ресторане отеля. Но вот если иностранец появится в майке с символикой врагов Ирана, это могут расценить как провокацию.
У нас был случай, когда побили туриста, вышедшего в майке, купленной в Израиле, с надписью на иврите. Отмутузили его даже не полицейские, а просто парни местные. Еще нельзя фотографировать госучреждения, особенно силовые, полицейских и военных, даже если они сами готовы вам позировать.
Еще был случай: один турист в своем номере в отеле смотрел видео фривольного содержания через VPN (в Иране подобные ресурсы заблокированы). А поскольку он пользовался вай-фаем отеля, его вычислили и наказали.