— Около десятка участников ОПЕК+ на неделе неожиданно объявили о снижении своей добычи до конца года. Насколько для России выгодно такое решение партнеров по нефтяному альянсу?
— Сразу после решения ближневосточных стран о сокращении производственных мощностей стоимость «черного золота» выросла примерно на 5-7%, перевалив за $85 за баррель, и уже неделю удерживается на этом уровне. Для России однозначно выгодно повышение котировок сырья, поскольку такой тренд в перспективе позволяет сократить дефицит бюджета и предоставить бизнесу шанс повысить экспортные доходы.
В течение ближайших месяцев стоит ждать укрепления цен на углеводороды. Во втором полугодии стоимость Brent может устойчиво зафиксироваться на уровне выше $90, так как на фоне сокращения добычи ОПЕК+ ожидается одновременное увеличение спроса со стороны Китая, экономика которого постепенно восстанавливается. Очевидно, что после снятия антиковидных ограничений, в Поднебесной увеличится потребление энергоресурсов, что форсирует ценовой рост на сырьевых биржах.
Еще одним плюсом служит то обстоятельство, что при снижении добычи и возможном дефиците предложения нефти на международном рынке, возникает вероятность сокращение дисконта российской марки Urals по отношению к эталонному сорту Brent, который отечественным производителям приходится давать азиатским покупателям для повышения привлекательности своего товара, по политическим причинам попавшего в список «токсичной» продукции.
По оценке отраслевых специалистов, в марте скидка основного российского экспортного сорта к североморской марке сократилась до $29,6 за «бочку». Это уже неплохо. Более того, к примеру, недавно стало известно, что Япония, которая входит в круг участников G7 и ранее присоединилась к введению «потолка» цен на российскую нефть (утвержден на уровне в $60 за баррель), продолжает покупать наше сырье чуть ли не по $70, чем крайне возмущены США.
— То есть ценовой «потолок» уже начинает «обваливаться»?
— Потолок цен на российскую нефть не имеет под собой экономических предпосылок, поскольку решение о его введении — чисто политическое и направлено на снижение нефтегазовых доходов нашей страны. Ряд западных государств высказывает желание еще больше ослабить финансовое положение отечественной экономики.
В частности, Польша и Прибалтика, отказавшиеся от покупки «черного золота» у наших компаний, требуют снижения уровня «потолка». Однако большинство стран, подключившихся к санкционному прессингу, пока не спешат идти на поводу у самых непримиримых оппонентов Москвы. Если «потолок» упадет от отметок ниже себестоимости производства, а также логистических и транспортных издержек, то поставки сырья с западносибирских месторождений остановится.
Наша страна уже предупредила импортеров, что не будет поставлять нефть тем покупателям, которые согласны с ценовыми ограничениями. Тогда возникает значительный риск усиления дефицита предложения углеводородов на мировом рынке. Решение ОПЕК+ о сокращении добычи отчетливо продемонстрировало угрозу возникновения таких печальных для большинства покупателей последствий, которые однозначно не будут способствовать снижению инфляции и выходу из кризиса ни в США, ни в Европе.
Впрочем, надеяться на повышение «потолка» цен на российскую нефть также не стоит. Очередной пакет санкций, который готовят коллективный Запад, направлен на борьбу с путями обхода российскими экспортерами действующих ограничений. Это свидетельствует, что анирыночные лимиты введены всерьез и надолго. Ждать каких-либо поблажек в ближайшее время нет оснований.
Вторичные санкции угрожают импортерам, которые продолжают сотрудничать с Россией. Пока остается возможность, Китай и Индия не упустят своей выгоды и будут покупать нефть у России с максимально возможной скидкой. По этим причинам, дисконт, скорее всего, если и снизится, то незначительно.
— Вашингтон обвиняет страны ОПЕК+, которые пошли на сокращение добычи, чуть ли не в сговоре с Россией. Такое может быть?
— Страны ОПЕК+ действуют в рамках своих интересов, которые продиктованы не только экономическими факторами. Скорее всего, нефтедобывающие страны чувствуют несправедливость своего положения в качестве технологических, финансовых и сырьевых колоний. Позиции Белого Дома на Ближнем Востоке немного пошатнулись, вследствие ухудшения экономики в Соединенных Штатах и расширения потребления энергоносителей со стороны Китая и Индии, на которые производители Персидского залива уже сейчас готовы сделать новую перспективную ставку.
Отказ Саудовской Аравии повысить добычу в угоду интересам Вашингтона дает понять, что у представителей американской власти остается все меньше союзников, готовых действовать в ущерб собственным интересам.
Впрочем, сбрасывать со счетов западные страны, конечно, не стоит. Рост цен на энергоносители останется в зависимости от повышения процентных ставок в США и Европе, которые продолжают сдерживать деловую активность во многих развитых державах. Решение ОПЕК+, прежде всего, продиктовано желанием поддержать цены на нефть на приемлемом для производителей уровне. Вряд ли саудиты или другие участники альянса стараются задрать стоимость барреля до заоблачного уровня, который способен отпугнуть покупателей. Вместе с тем, теперь никто н сомневается, что Ближний Восток и Россия разделяют общую цель стабилизации цен на нефть и не допустить обвала котировок в ближайшем будущем.
— Повышение котировок Brent не укрепило рубль, так как наша валюта, скорее, ориентируется на стоимость Urals. Если снизится дисконт и «бочка» нашей нефти подорожает, станет ли это фактором для укрепления российской валюты?
— Укрепление рубля зависит не только от цен на Urals, но и от множества других факторов, таких как закончившийся период налоговых выплат, распродажа бизнеса ушедшими с отечественного рынка зарубежными компаниями, дисбаланс импорта и экспорта, валютные операции правительства и многое другое. Поэтому я бы скорее говорил о том, как доходы от продажи нефти влияют не на курс национальной валюты, а на состояние федерального бюджета.
- Хорошо, поговорим об этом. Дефицит бюджет за первый квартал приблизился к 3 трлн рублей. Главная причина, как говорят специалисты, - падение экспортных доходов от продажи нефти. Ситуация может измениться в лучшую сторону?
- С апреля Россия включает директивный метод определения максимальной скидки Urals к Brent при расчете налогов. От месяца к месяцу размер дисконта должен снижаться, чтобы стоимость нашего барреля приблизилась к уровню цен на нефть, заложенному в бюджет. По новой формуле котировки российского сырья с июля 2023 года не должны опускаться ниже стоимости Brent минус $25 за баррель.
Между тем, введение директивной скидки Urals к Brent при расчете налогов усилит давление на компании, которые будут вынуждены лавировать между получением прибыли и возросшей налоговой нагрузкой. По этой причине не стоит ожидать значительного изменения ситуации с дефицитом бюджета, который правда, как сообщил Минфин накануне, итогам марта несколько сократился – до 2,6 трлн рублей.
Правительство и так изо всех сил старается сгладить последствия негативных внешних факторов на обычных россиян. Существуют расчеты, что предложенная правительством новая формула определения цены на нефть принесет бюджету до 500-600 млрд рублей дополнительных нефтегазовых доходов. Однако даже такая сумма не залатает все дыры в казне, поэтому на профицит пока не стоит рассчитывать.