По словам главы Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен, новый санкционный пакет будет направлен не на экономическое противостояние с Москвой, а на борьбу с обходом действующих ограничений. На ее встрече в начале марта с президентом США Джо Байденом, как утверждают западные СМИ, была достигнута договоренность «агрессивно» предотвращать обход санкций против России. Ведущий эксперт Центра политических технологий Никита Масленников объяснил, в чем могут заключаться очередные западные рестрикции и на сколько они угрожают российской экономике.
- Многие эксперты считают, что новые санкции будут направлены против третьих стран, помогающих России обходить действующие экономические ограничения.
- Пока содержание новых санкций совершенно непонятно. Заданы только некоторые общие направления, которые будут конкретизированы после католической Пасхи. Предварительные точки отсчета были известны в начале марта после встречи Урсулы фон дер Ляйен с Джо Байденом. Тогда было объявлено, что, начиная с 11-го пакета Запад усиливает натиск уже объявленных антироссийских санкций, осуществляя переход к долговременному и планомерному выполнению уже утвержденных мер. Главных обозначенных постулатов по сути два: гораздо более масштабный контроль за правоприменение ограничений и блокирование всевозможных их обходов внедряемых директив, а также более жесткие требования к выполнению тарифной регуляции. Для кого вводятся новые санкции? Скорее, не для России, а для наших союзников, сохранивших деловые отношения с Москвой. Например, для Турции, власти которой сначала вводила преграды на таможенное оформление грузов, следующих из Евросоюза в Россию, а затем частично возобновили их транспортировку, хотя до конца и не прописав новые правила игры. В новом пакете подобные спорные моменты, очевидно, будут законодательно урегулированы — естественно, не в нашу пользу.
- Каких секторов в первую очередь могут коснуться санкции?
- Возможно, будут введены ограничения на фрахт Россией грузовых судов, что грозит возникновением новых проблем для отечественных экспортеров, поставляющих свою продукцию в оставшиеся для нас дружественные страны. Это касается не только нефти и нефтепродуктов, но и перевозок других экспортных товаров морским путем. Правда, пока не понятно, войдут ли такие требования в 11-й пакет, или станут прерогативой каких-либо дополнительных пояснений и инструкций. Четкие детали Евросоюз до Пасхи разглашать не собирается. Можно сказать одно — санкции против России объявлены всерьез и надолго.
- Как именно коллективный Запад будет регулировать соблюдение введенных ограничений?
- Как будет контролироваться соблюдение новых санкций — покажет время. Давайте не будем подсказывать Западу слабые места российской экономики. Но здесь завязывается новый узел. Теперь поставки энергоресурсов, в том числе из нашей страны, станут общей головной болью, поскольку сокращение расходов обеих сторон из-за долговременной пандемии и нынешней хорошей погоды (по итогам прошедшего отопительного сезона страны ЕС сохранили в подземных хранилищах рекордные объемы газа — свыше 60 млрд кубометров. — «МК») западные потребители снизили корреляцию между курсом доллара и стоимостью барреля. Ранее было так: если поднимаются нефтяные котировки, то и доллар дорожает. На первый взгляд, это служит не совсем положительным сигналом: если повышаются цены на энергоносители, то одновременно растет ключевая ставка Федеральной резервной системы США, а тогда повышается и стоимость доллара. Тогда инвесторы предпочитают вкладываться в самые ликвидные, но эфемерные биржевые инструменты — акции, облигации, долговые бумаги. Такой риск неблагоприятен для мировой экономики: вложения в производственные отрасли и реальные сектора будут падать. Это приведет к спаду потребления энергоресурсов. Впрочем, как это отразится на антироссийской санкционной политике, сказать пока трудно.
- Не получится ли, что Запад за счет 11-го пакета развяжет экономическую войну против крупных экономических держав? Например, против Китая и Индии?
- Делать вывод о начале крупномасштабной войны против государств, сохранивших с Россией былые торговые связи, преждевременно. Тем не менее, применение опосредованных санкций против стран, которых формально не касаются разногласия Москвы и Вашингтона, выглядит, как объявление грандиозного противостояния со всем финансовым сообществом.
- Насколько же 11-й пакет повредит мировой экономике?
- Очень существенно. Последние выступления главного исполнительного директора Всемирного банка Кристалины Георгиевой в Азии подтвердили существующую проблему: если в результате санкционных войн происходят раскол на различные экономические блоки, то это приводит в потерям не менее 7% всего мирового ВВП в течении ближайших лет.
- Насколько новые ограничения способны нанести ущерб российской экономике?
- Необходимо отслеживать поток импорта, который идет в Россию. В том числе и поставок по «серым» и «параллельным» схемам. Новый санкционный пакет может коснуться не менее трети зарубежных закупок. Это не означает, что импорт прекратится, но сделки будут дороже, что отрицательно повлияет на курс рубля. В соответствие с обновленным прогнозом Минэкономразвития, средняя стоимость доллара по итогам года окажется на уровне в 77 рублей, тогда как изначально бюджет составлялся при курсе в 68 за «бакс». Но, как показывает практика последних дней, российская валюта рискует просесть еще больше.
Ожидаемый 11-й пакет послужит своеобразным разворотом в санкционной логике. От «бури и натиска» прямых ограничений Запад переходит к «долговременной осаде». Будут определяться наиболее чувствительные точки, по которым можно нанести самый болезненный удар по российской экономике. Причем не только сейчас, но и в перспективе.