Крах американских Silicon Valley Bank (SVB), Silvergate Bank и Signature Bank вызвал панику на финансовых рынках. Особенно болезненным оказалось банкротство SVB, который являлся акционером ФРС США. Понятное дело, Федрезерв под благовидным предлогом быстро нашел спасателя в лице First Citizens Bank. Возникновение проблем с рухнувшими банками было делом времени, считает инвестконсультант ФГ «Финам» Тимур Нигматуллин: «Один банк брал короткие депозиты и вкладывал их в длинные кредиты (гособлигации). Второй фокусировался на криптовалютах, представляющих из себя одну сплошную пирамиду».
Интересный момент: все три «утонувших» банка активно работали с криптоактивами. Это обстоятельство породило версию, что американский регулятор устроил показательную порку за поддержку криптопроектов, угрожающих гегемонии доллара. На самом деле это не так.
Как полагает главный аналитик «Совкомбанка» Михаил Васильев, главной причиной проблем в финансовых структурах США (и не только США) является самый быстрый за 40 лет цикл ужесточения денежно-кредитной политики ФРС. За последний год ради борьбы с рекордной инфляцией Федрезерв резко поднял ключевую долларовую ставку с 0,25% до 5%! Но новый курс ФРС вызвал побочный эффект на американском долговом рынке — там резко упала доходность гособлигаций. В результате, когда вкладчики побежали забирать деньги, банки для пополнения ликвидности были вынуждены продавать ценные бумаги с убытками.
Конечно, «болезни» пострадавших банков, ориентированных на финансовые цифровые активы, обострились после краха криптобирж и криптокомпаний. «Проблемы криптоотрасли также обусловлены быстрым ужесточением финансовых условий, т.к. многие бизнес-модели выстроены на работу при околонулевых ставках и дешевом кредите», — добавил Васильев.
Потрясения в банковской сфере США еще не закончились, считает агентство Moody's. В конце марта всего за одну неделю американцы сняли с депозитов почти $100 млрд, сообщает CNBC. Основной объем пришелся на небольшие банки. По данным CNN, объем нереализованных убыточных активов в американской банковской системе составляет $620 млрд. «Большинство банков США находится на грани неплатежеспособности, а сотни уже полные банкроты», — уверен известный экономист Нуриэль Рубини, предсказавший глобальный кризис в 2008 году. «Глава ФРС США Джером Пауэлл лжет о состоянии региональных банков в США или не знает, что делает в рамках проводимой регулятором политики ужесточения монетарной политики», — заявил бывший вице-президент корпорации Lehman Brothers Лоуренс Макдональд. По его словам, ФРС «как будто курит в сарае с динамитом».
Ряд аналитиков полагают, что Запад столкнулся не с банковским, а со структурным кризисом. И как спасать финансовую систему от набирающего силу цунами, пока непонятно. Тем не менее политики и регуляторы США и ЕС демонстративно излучают оптимизм.
Хотя радоваться пока нечему. Буря, начавшаяся в США, уже перекинулась в Европу. Буквально за несколько дней свалился в штопор знаменитый швейцарский банк Credit Suisse. На прошлой неделе обвалились котировки крупнейших банков ЕС. Грозовые тучи сгустились над крупнейшими кредитными организациями ФРГ (Deutsche Bank, Commerzbank) и Италии (Monte dei Paschi di Siena). Известно, что Deutsche Bank является крупнейшим держателем облигаций Италии и Испании. Если вдруг для решения своих финансовых проблем банк решится распродать все эти ценные бумаги, то риск дефолта уже встанет перед этими государствами. Вдобавок, несмотря на антикризисные меры, инфляция в большинстве стран ЕС не собирается сдаваться.
— Способ, с помощью которого можно «победить» инфляцию, известен давно — нужно радикально поднять процентные ставки, как это сделал в 1981 году глава ФРС Пол Волкер, — сообщил советник по макроэкономике гендиректора компании «Открытие Инвестиции» Сергей Хестанов. — Да, будет рецессия, всплеск безработицы, туча недовольных, но, когда пыль осядет, инфляция снизится. Так же поступил и наш ЦБ в 2015, 2020, 2022 годах. Но это очень горькое лекарство. И нужна смелость, чтобы решиться на такой непопулярный шаг.
По мнению Хестанова, нынешний западный банковский кризис РФ напрямую не угрожает: «Сейчас прямые связи с российскими финансовыми институтами из развитых стран сильно сокращены. Но есть другая неприятность — рецессия в мировой экономике приведет к снижению цен на сырье. Напомню, что в конце прошлого года наш бюджет более чем на 40% зависел от поступлений нефтегаза».
Помимо источника наполнения госбюджета многих граждан также интересует вопрос — как в условиях новой глобальной угрозы сохранить накопления? «Денежную сумму, предполагаемую к использованию в течение года, безопасно хранить в рублях. Для рядовых граждан подойдут вклады, для продвинутых инвесторов — обычные ОФЗ, где зачастую доходность и ликвидность повыше», — советует Хестанов. Если стоит задача сохранить сбережения на срок более года, то, по мнению аналитика, лучше сфокусироваться на валюте: «Но здесь имеются риски. На мой взгляд, до окончания западных санкций против РФ еще далеко. И если случится что-то серьезное, не исключено, что валютные депозиты вкладчикам выдадут в рублях по госкурсу. Если он будет близок к биржевому, то ничего страшного. А если будет иначе?»
На текущий момент россиянам стоит присмотреться к юаню, у которого меньше политических рисков. «Пока к китайской валюте мы еще не привыкли. Хотя уже появились на рынке вклады и облигации в юанях. Многие российские компании плотно работают с Китаем, и им нужна эта валюта. К тому же в течение последних 10 лет юань смотрится бодрячком. Для долгосрочных инвестиционных целей юань сейчас смотрится предпочтительнее рубля», — заключил эксперт.