Выступление главы правительства в Госдуме началось с обмена любезностями. Сначала похлопали самому Мишустину, потом пришедшим вместе с ним министрам. Затем спикер ГД Вячеслав Володин вспомнил о сидящей в президиуме даме и попросил всех отдельно поприветствовать аплодисментами главу Совфеда Валентину Матвиенко. Депутаты не стали ограничивать отчет кабмина по времени, поэтому Михаил Мишустин решил пойти на личный рекорд. Общий хронометраж его выступления составил 1 час 40 минут — всего на 5 минут меньше Послания президента Федеральному собранию. В начале премьер обрисовал, какому беспрецедентному санкционному давлению подверглась Россия в 2022 году. Причин этого давления он традиционно не назвал, однако подчеркнул: страны Запада ополчились именно на простой народ. «Хотели спровоцировать массовую безработицу, ухудшить качество жизни россиян», — объяснил Мишустин. Но благодаря оперативной и слаженной работе правительства эти цели достигнуты не были. Спад экономики оказался умеренным, а подавляющее большинство россиян вообще ничего не почувствовали. Без ложной скромности премьер напомнил, что подобную гибкость система проявляет не первый раз: ковидный кризис Россия также преодолела гораздо лучше многих развитых стран.
Далее Мишустин перешел к 12 приоритетным направлениям, которые кабмин установил сам себе, и подробно отчитался по каждому из них. Достижений опять-таки оказалось немало: адресные выплаты, получателями которых являются 35 млн человек, увеличились, в жилищном строительстве побит очередной рекорд, доля отечественной электроники на внутреннем рынке удвоилась, 80% зарубежного софта уже имеют российские аналоги, в Иванове началось производство трикотажного полотна, зарегистрировано более 1000 новых лекарств и т.д.
Мишустин указал, что одной из приоритетных задач кабмина также стало обеспечение нужд СВО. А после того как в состав РФ вошли ДНР, ЛНР, Херсонская и Запорожская области, правительство начало предметно заниматься их интеграцией и развитием. Новые регионы, по словам премьера, планируется объявить свободной экономической зоной — соответствующий законопроект уже в пятницу поступит в Госдуму. Донбассу нужны инвестиции в металлургию, машиностроение, добычу угля и химическую промышленность. В Херсонской и Запорожской областях основным драйвером должно стать сельское хозяйство. Потенциальным инвесторам премьер пообещал «базовые механизмы госпомощи», дополненные «мерами налогового стимулирования».
Когда Михаил Мишустин закончил, Володин посетовал, что не все депутаты нашли в себе силы дослушать его доклад до конца. «Как мы можем начинать разговор, если кто-то уже не выдержал предыдущего», — глядя на пустые места в зале, возмутился он. По регламенту каждая фракция должна была задать премьеру по 5 вопросов. Но в итоге сговорились на трех.
Десяти депутатам от всех фракций, которым задать вопросы не удалось, в каком-то смысле повезло: премьер пригласил их всех в правительство, чтобы обсудить интересующие их темы в ходе отдельного разговора.
Те вопросы, что в зале заседаний прозвучали, тему специальной военной операции и ее экономических аспектов напрямую не затрагивали. Яна Лантратова («СР»), в частности, спросила, планирует ли правительство предложить альтернативы ЕГЭ. Г-н Мишустин признал, что этот вопрос неоднократно задавали ему во время предшествовавших отчету встреч депутаты из многих фракций, но сам он лично считает, что «отмена ЕГЭ требует очень серьезного обсуждения». «Сегодня при помощи ЕГЭ ребята из дальних уголков могут поступать в ведущие вузы страны и учиться там», — напомнил он, но выразил готовность «системно рассматривать» любые предложения об альтернативных ЕГЭ формах контроля знаний. «Среди порядка 20 тысяч вопросов, которые поступили в Госдуму от граждан перед отчетом правительства, вопрос по ЕГЭ входит в пятерку наиболее часто обсуждаемых, надо тему обсуждать», — счел нужным заметить г-н Володин.
«В СМИ активно обсуждается тема роста бюджетного дефицита, в ряде соцсетей даются весьма мрачные прогнозы развития нашей экономики, и у граждан возникает резонный вопрос — сможет ли государство обеспечить выплаты пенсий, зарплат бюджетникам, есть ли средства на выполнение социальных обязательств, не придется ли включать печатный станок», — заявил Виктор Селиверстов («ЕР»). Да, на 8 марта 2023 года доходы федерального бюджета составили 3 трлн рублей, а расходы — 6,3 трлн, но причина этого «простая», объяснил премьер-министр: просто с 1 января правительство опережающим образом профинансировало часть расходов, многие из которых обычно уходили на конец финансового года. Дальше, считает он, «дефицит будет постепенно приходить в соответствие с заложенными в бюджет на 2023 год параметрами», то есть в итоге составит около 2% ВВП. Финансировать дефицит правительство собирается в основном за счет государственных заимствований внутри страны, а также используя средства Фонда национального благосостояния. «Госдолг у нас на уровне 15% ВВП примерно сейчас», сказал г-н Мишустин, что, по его словам, намного ниже госдолга «недружественных государств».
В ходе обсуждения премьер неоднократно подчеркивал, что работа парламента и правительства идет конструктивно. Спикер Госдумы воспользовался одним из таких моментов и сказал, что депутатам «хотелось бы обратной реакции» на инициативу о запрете вейпов: «детей надо спасать, потому что пагубная привычка, все ходят с этими устройствами». Министр здравоохранения депутатов поддерживает, сообщил г-н Володин, а Минфин — нет, «потому что они считают деньги». «Рассмотрим, сформируем позицию, конечно», ответил г-н Мишустин, но своего мнения на сей счет не высказал.
Кстати, продажа несовершеннолетним никотинсодержащих смесей для электронных курительных устройств в России уже запрещена.
В своих выступлениях представители думских фракций кабинет министров в общем и целом хвалили. Исключением не стал и лидер КПРФ Геннадий Зюганов, посетовавший, впрочем, что до сих пор он лично так и не видит «мобилизации всех ресурсов», необходимой в нынешних условиях. «Правительством, победившим санкции» назвал его лидер ЛДПР Леонид Слуцкий. С трибуны Госдумы г-на Мишустина проводили долгими аплодисментами.