Что и говорить, и макроэкономическая, и геополитическая обстановка были в прошлом году беспрецедентно суровыми. По сути, форс-мажорными. Однако, несмотря на «ядерные» санкции, общую напряженность, выход западных партнеров из совместных проектов, падение спроса на энергоносители и волатильность цен, «Роснефть» доказала, что способна оперативно реагировать на внешние вызовы и вполне успешно им противостоять. В частности, благодаря жесткому контролю над расходами ей удалось сдержать рост удельных затрат на добычу сырья на уровне ниже инфляции цен промышленных производителей. И это лишь одно из многих достижений.
«Добыча углеводородов компанией в 2022 году превысила результаты 2021 года, составив 5,10 млн б.н.э. (баррель нефтяного эквивалента) в сутки, – рассказал главный исполнительный директор компании Игорь Сечин. – Отдельно отмечу проект «Сахалин-1». После ухода прежнего оператора мы в кратчайшие сроки восстановили добычу и начали танкерные отгрузки, была вновь запущена программа бурения. Кроме того, сохранены более трех тысяч высококвалифицированных рабочих мест».
Напомним, прежний оператор проекта, американская компания ExxonMobil, де-факто самоустранилась от участия в нем, с 15 мая 2022 года прекратила добычу нефти, а затем (с 16 сентября) и газа, тем самым полностью парализовав деятельность «Сахалина-1».
Финансовые показатели
Результаты «Роснефти» по ключевым годовым показателям оказались выше ожиданий фондового рынка – особенно в части чистой прибыли, относящейся к акционерам и составившей 813 млрд рублей. По признанию аналитиков «БКС Мир Инвестиций», EBITDA (прибыль компании до вычета процентов, налогов, износа и амортизации) превзошла их прогнозы на 9%, а чистая прибыль – на 67%. В понедельник акции нефтяной компании на торгах Московской биржи выросли на 4,05%, до 380 рублей за бумагу. Как сказано в отчете, «чистая прибыль за второе полугодие предполагает дивиденды в размере 18 рублей на акцию (доходность – 4,8%), на 20% выше нашего прогноза». А в феврале текущего года компания завершила выплату промежуточных дивидендов на общую сумму свыше 216 млрд рублей, что соответствует 50% чистой прибыли по МФСО за первое полугодие 2022 года.
Между тем в прошлом году компания столкнулась с необходимостью наращивать операционные и транспортные расходы. Это было связано со сложившейся макроэкономической конъюнктурой. В частности, выросли цены на электроэнергию, а также тарифы на транспортировку нефти и нефтепродуктов по железной дороге и трубопроводам. В итоге объем капитальных затрат достиг 1,1 трлн рублей, увеличившись на 7,9% относительно 2021 года. Однако ситуация никак не отразилась на устойчивости бизнес-модели: благодаря грамотным управленческим решениям «отношение чистого финансового долга к EBITDA на конец отчетного периода составило 1,3х, что соответствует значению на начало прошлого года».
«При этом стоит отметить, что за последние три года налоговые условия деятельности нефтяных компаний ужесточались 14 раз, что, безусловно, создает риски для реализации нашей производственной программы», – говорит Игорь Сечин.
Разведка, добыча, переработка и сбыт
Высокая эффективность геологоразведочных работ позволила компании открыть 7 месторождений и 153 новые залежи углеводородов с запасами в объеме около 3 млрд тонн н.э. (нефтяного эквивалента). Крупнейшим открытием в России в 2022 году стало Мадачагское месторождение на шельфе Печорского моря (акватория в юго-восточной части Баренцева моря) с извлекаемыми запасами нефти 82,3 млн тонн. В результате запасы углеводородов «Роснефти» по российской классификации достигли на 31 декабря 159,3 млрд баррелей н.э. (21,5 млрд тонн н.э.).
Проходка в эксплуатационном бурении по итогам прошлого года составила 11,2 млн метров, увеличившись на 3,3% год к году. Как сказано в отчете, «в последние годы «Роснефть», несмотря на волатильность макроэкономической и геополитической среды, поддерживает стабильно высокие объемы эксплуатационного бурения». В 2022-м было введено в эксплуатацию свыше 3 тысяч новых скважин, причем доля наиболее эффективных горизонтальных скважин с многостадийным гидроразрывом пласта составила 68%. Удельная добыча здесь более чем в два раза превосходит показатель для наклонно-направленных скважин.
Результат 2021 года по добыче углеводородов был превышен на 2,3% (составив 5,1 млн б.н.э. в сутки). Объемы добычи газа достигли нового исторического максимума в 74,4 млрд кубометров.
За счет высокой интенсивности сейсморазведочных работ и бурения новых скважин выросла и ресурсная база флагманского проекта «Восток Ойл» на севере Красноярского края (стартовал в 2020 году) – на 300 млн тонн, до 6,5 млрд тонн. Во второй половине 2022 года компания приступила к опытно-промышленной разработке Паяхского месторождения (в 130 километрах к северо-западу от города Дудинки Красноярского края), где на данный момент пробурено более 25 тысяч метров проходки. Продолжается также обустройство магистрального нефтепровода «Ванкор – Пайяха – Бухта Север», идет расширение береговой и причальной инфраструктуры. В рамках проекта построены рекордные по протяженности зимние автодороги, длиной 2 тысячи километров, проходящие по территории Красноярского края и Ямало-Ненецкого АО.
Что касается переработки, то в отчетному году через НПЗ «Роснефти» прошли 94,4 млн тонн нефти. Компания продолжила полностью обеспечивать потребности внутреннего рынка в качественном, отвечающем современным стандартам моторном топливе. Объем реализации нефтепродуктов в стране достиг рекордных 42,1 млн тонн, увеличившись на 6% год к году. Тут дело еще и в том, что были разработаны уникальные катализаторы гидроочистки, позволяющие производить дизельное топливо, соответствующее стандарту Евро-5. Ранее такие катализаторы в России вообще не выпускались, а завозились из-за рубежа.
ESG-принципы
Отдельное место в отчете отведено инициативам в области устойчивого развития – в рамках стратегии «Роснефть-2030: надежная энергия и глобальный энергетический переход». Принципами ESG (E – environment, S – social, G – government), которые означают политику социальной ответственности, нефтяная компания руководствуется не первый год, они лежат в основе ее корпоративных программ.
Компания стремится достичь нулевой аварийности к 2030 году или ранее. За 2022 год частота происшествий, связанных с разгерметизацией оборудования с тяжелыми последствиями (PSER-1), снизилась на 30% по сравнению с базовым уровнем 2021-го. Объем буровых отходов сократился на 34%, поскольку удалось повысить эффективность обращения с ними, не допустить их дополнительного накопления. Была продолжена также реализация программы выявления, устранения утечек и сокращения выбросов метана на объектах добычи углеводородов. В рамках программы воздушным и наземным мониторингом было охвачено более 800 объектов 20 предприятий.