Российские атомщики разгромили заявление украинского министра о «производстве своего ядерного топлива»

«Доверят или производство неядерных комплектующих, или, при большом везении, отверточную сборку»

Украинский министр энергетики Герман Галущенко заявил о планах начать производство собственного ядерного топлива. В рамках сотрудничества с американской компанией Westinghouse Украина уже начала производство составных частей топливных блоков ВВЭР-1000, а впоследствии начнет производство топлива для блоков ВВЭР-440. Прокомментировать это сообщение мы попросили специалиста по атомной энергетике Александра Уварова и физика-атомщика Андрея Ожаровского.

«Доверят или производство неядерных комплектующих, или, при большом везении, отверточную сборку»

тестовый баннер под заглавное изображение

— Давайте сразу отделим «мух» от «котлет», — говорит Александр Уваров. — При изготовлении ядерного топлива используется ядерная составляющая, это таблетки из урана. А также — конструктивные элементы, например, головка кассеты, хвостовик кассеты, где нет ядерных материалов. Производство этих составляющих американская компания Westinghouse уже давно отдала сторонним подрядчикам из третьих стран. Вот и Украина заявила сейчас, что начала это делать. Тут нет ничего необычного. Разумеется, это не производство топлива, это производство неких комплектующих, которые потом будут участвовать в сборке.

Согласен с коллегой физик-атомщик Андрей Ожаровский.

— Речь, скорее всего, идет об элементах тепловыделяющих сборок, несущих конструкциях, пружинках, дистанцированных решетках. Все, что не связано с ядерными таблетками, Украина может производить прямо сейчас. С металлообработкой у них все в порядке, достаточно освоить работу с циркониевыми сплавами.  

Министр энергетики Украины Герман Галущенко, в свою очередь, заявил, что на их предприятии будут производить тепловыделяющие сборки ядерных реакторов атомных электростанций. В 2023 году они планируют выйти на промышленное производство хвостовиков, а год спустя — на промышленное производство головок для топливных кассет.

— Украинская сторона заявляет, что в будущем у них будет больший вклад в производство топлива, — говорит Александр Уваров. — Это нереально по двум причинам: работу с ядерными материалами им не отдадут. Потому что у них нет возможности и соответствующих мощностей для обогащения урана. Это довольно сложная работа.

Теоретически им могли бы отдать финальную сборку кассеты. Это как сборка автомобиля из комплектующих. Привозятся детали, на конвейере все вставляют в пазы и привинчивают. Такую сборку им теоретически могли бы отдать.

В свое время даже Россия предлагала подобный вариант для Украины. Это было еще до 2014 года, до Майдана и госпереворота на Украине. Но я не думаю, что Westinghouse на это пойдет, потому что чем больше компания отдает на сторону, тем меньше ее доход.

Зачем американцам отдавать свою сборку Украине, если они могут продавать им уже готовые кассеты в сборке? Так что ни о каком производстве ядерного топлива речи идти не может. Это — или производство неядерных комплектующих, или, в лучшем случае, при большом везении, отверточная сборка.  

— Зачем Украине понадобилось сейчас делать столь громкое заявление?

— Это, в первую очередь, пропагандистский ход, — говорит Александр Уваров. — Чтобы местное население меньше беспокоилось о том, что будет в дальнейшем, если Россия не будет поставлять им ядерное топливо. Что их атомные станции, которые дают сейчас максимальный вклад в выработку электроэнергии, продолжат свою работу. 

— На Запорожской атомной станции большая часть реакторов работала на американском топливе?

— Да, четыре энергоблока из шести, если я не ошибаюсь. (Власти Украины не остановила даже угроза аварий из-за несовместимости тепловыделяющих сборок из США с советскими реакторами). Они именно Запорожскую АЭС активно переводили на американское ядерное топливо. Потому что там есть площадка сухого хранилища отработанного ядерного топлива (СХОЯТ).  

Американцы, в отличие от нас, не забирают ядерное топливо к себе после отработки. Мы можем забрать его на переработку на «Маяке», а американцы — нет, у них нет такой возможности. Поэтому они говорят, что это ваши проблемы, вы — заказчик, вы купили, а потом, когда топливо отработало, сами разбирайтесь с его хранением.

— Запорожская АЭС в октябре 2022-го перешла в федеральную собственность России вместе с территорией области. На ваш взгляд, будут там менять американское топливо на привычные российские тепловыделяющие элементы?

— Предельный вариант — просто оттуда все выгрузить и загрузить наше топливо. Это дорого, потому что надо заново делать активную зону. Дешевле было бы дать возможность отработать имеющемуся ядерному топливу.

Но в этом случае могут возникнуть проблемы. Потому что это топливо, как говорится, под американским флагом, а Соединенные Штаты не признают, что Запорожская атомная станция теперь — российская. Проще будет пойти дорогим путем.

Но на данный момент станция особо пока не нужна. Потребителей на нашей территории для нее нет. Мы достаточно энергоизбыточны. Но надо смотреть в будущее, когда будут запущены заводы-гиганты в Мариуполе. А пока энергоблоки на Запорожской АЭС заглушены.

Сюжет:

Новости СВО

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру