Россияне показали энтузиазм в покупке поддельных товаров

Первые места заняли одежда и обувь

Умами и кошельками россиян овладевает контрафакт: судя по результатам свежего соцопроса, 34% граждан готовы покупать поддельные товары, не видя в этом ничего зазорного. Что это – следствие неуклонного падения реальных доходов? Или, скорее, ситуация связана с уходом из страны десятков западных брендов и ростом теневого сектора? Ясно одно: хорошего здесь ничего нет – ни для экономики в целом, ни для каждого отдельно взятого потребителя.

Первые места заняли одежда и обувь

По контрафактом понимается реализация продукции под сторонним брендом без разрешения правообладателя. Для этого недобросовестные производители полностью или частично копируют чужие товарные знаки, запутывая потенциальных покупателей. Контрафакт не надо путать с оригинальными товарами, которые ввезены на территорию РФ по процедуре параллельного импорта и имеют всю необходимую документацию. Единственное, что их отличает – способ появления в стране.  

Наиболее популярными среди населения контрафактными товарами являются одежда и обувь (40%), также высоким спросом пользуются нелегальные табачные изделия (22,5%) и продукты питания (21,9%). И совсем уж редко люди покупают неоригинальные автозапчасти (2,1%) и программное обеспечение (3,5%), следует из октябрьского опроса НИУ ВШЭ. Основным каналом сбыта остается неорганизованная розница (базары, рынки, толкучки, как в 90-е годы) и Интернет, причем более 80% продаж в онлайне приходится на объявления в соцсетях. Специфика интернет-торговли в том, что на маркетплейсах покупатель не может заранее проверить подлинность товара, «пощупать» его.

Доля незаконной продукции на отечественном рынке пошла в бурный рост в ковидном 2020 году, в основном в сферах фармацевтики, алкоголя, бытовой электроники, парфюмерии, средств индивидуальной защиты. Сегодня, по оценкам специалистов, объем оборота непищевого контрафакта превышает 6,5 трлн рублей. Причем крайне высокий процент подделок фиксируется в регионах с самыми низкими в стране зарплатами, например, в северокавказских республиках. Причинно-следственная связь проста: чем меньше зарабатывает человек, тем более он склонен к поиску дешевой альтернативы. А степень ее легальности вопрос десятый. То есть в подавляющем большинстве случаев речь идет о вынужденном шаге, продиктованном либо стремлением сэкономить, либо банальной бедностью.

Прошлогодний санкционный кризис, мягко говоря, не улучшил динамику реальных располагаемых доходов: по итогам года они снизились на 1%, а в 2023-м (с учетом внепланового декабрьского повышения тарифов ЖКХ, падения доходов от нефтегазового экспорта и безостановочного наращивания дефицита бюджета) ситуация едва ли повернется лицом к россиянам. Проблема их общего финансового неблагополучия обостряется стремительно, охватывая все новые слои: согласно одному из соцопросов, 59% семей на свою зарплату могут покупать только продукты питания и самые необходимые вещи. Ни на что другое денег не хватает.

Что касается ущерба от контрафакта, то в случае с гражданами это нередко прямая угроза здоровью (скажем, при покупке товаров для детей), а в случае с экономикой – прямые убытки для государственной казны. Например, из-за «серых» схем одного только импорта одежды федеральный бюджет ежегодно недополучает порядка 200 млрд рублей. Неформальная ввозная продукция (в основном это люксовая одежда и обувь, кроссовки, детские товары) сокращает выручку российских производителей, вынуждая их снижать объемы выпуска. Формат подделок нацелен на тех потребителей, кто хочет обладать продуктом-копией того или иного престижного бренда, несмотря на заведомо худшее качество. И здесь проблема находится скорее в плоскости психологии: как вытравить из голов людей эту естественную склонность к обладанию престижной вещью?

Есть во всей этой невеселой истории еще один крайне противоречивый момент. Самым действенным способом борьбы с контрафактом правительство считает обязательную маркировку товаров. Которой, в частности, подлежат обувь, табак, лекарства и парфюмерная продукция. Но сегодня многие предприятия реального сектора экономики напоминают коматозного больного: доступа к кредитным продуктам нет, возможности наращивать производство нет, сырья и комплектующих нет. Чтобы выжить и чтобы хоть чем-то привлечь беднеющих потребителей, самым незащищенным бизнесам приходится торговать недорогим контрафактом  сама жизнь выталкивает их в теневой сектор.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28991 от 17 марта 2023

Заголовок в газете: Скромное обаяние контрафакта

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру