Американские регуляторы поспешили наложить арест на активы крупнейшего технологического кредитора Silicon Valley Bank в пятницу после рейда на банк, что стало крупнейшим провалом такого учреждения с момента разгара финансового кризиса, поразившего мир более десяти лет назад.
Как пишет The Guardian, Банк Кремниевой долины (SVB), 16–й по величине банк страны, обанкротился после того, как вкладчики - в основном технологические работники и компании, поддерживаемые венчурным капиталом, – поспешили вывести свои деньги на этой неделе, из-за распространившегося беспокойства по поводу ситуации в банке.
Мировые институты внимательно следят за ситуацией на фоне опасений, что возникшая турбулентность может подвергнуть риску депозиты клиентов и привести к дальнейшей панике во всей финансовой системе.
«Страх заразителен, - предупреждает Анджела Ли, профессор венчурного капитализма Колумбийской школы бизнеса. – Массовые снятия банковских вкладов могут начаться на основании слухов, и это гораздо больше, чем просто слухи. Я беспокоюсь о том, что люди слишком остро реагируют на это».
SVB спровоцировал глобальную распродажу банковских акций после того, как начал спасательную распродажу акций, чтобы заткнуть дыру в своих финансах почти в 2 миллиарда долларов.
Банк потерял средства, когда продал портфель облигаций в ответ на сокращение депозитов клиентов. Эти облигации упали в цене в результате повышения процентных ставок, в результате чего SVB остался с дефицитом.
Акции банка, котирующиеся в США, первоначально упали на 60% в четверг и были остановлены в пятницу после падения на 66% на предрыночных торгах, прежде чем вмешались регулирующие органы.
Проблемы, с которыми столкнулся SVB, оказались относительно уникальными – учитывая, что банк обслуживает стартапы в технологическом секторе, финансирование которых в последние месяцы иссякло. Кремниевая долина сильно пострадала от технологической индустрии, и вероятность заражения банковского сектора, подобного хаосу в месяцы, предшествовавшие рецессии более десяти лет назад, невелика, отмечает The Guardian. Крупнейшие банки – те, которые с наибольшей вероятностью вызовут системные экономические проблемы, – имеют здоровые балансы и достаточный капитал.
Однако эти проблемы вызвали более широкие опасения по поводу того, что недавнее повышение процентных ставок повлияло на стоимость портфелей облигаций других банков, которые, как правило, падают в цене при повышении процентных ставок.
Высказывались опасения по поводу того, как это может повлиять на уровень капитала кредиторов, который призван компенсировать более рискованные части балансов банков. Эти опасения вызвали, в частности, падение акций британских банков.
Как следует из названия, банк Кремниевой долины был основным финансовым каналом между технологическим сектором, его основателями и стартапами, а также его работниками. Сотни компаний держали свой операционный капитал в банке, и было сочтено разумным развивать отношения с банком Кремниевой долины, если основатель хотел найти новых инвесторов или стать публичным.
Но связи Кремниевой долины с технологическим сектором быстро стали помехой. Акции технологических компаний сильно пострадали за последние 18 месяцев после резкого роста во время пандемии и распространения увольнений по всей отрасли.
Хотя крах SVB вряд ли окажет серьезное влияние за пределами технологий, он будет “катастрофическим” для стартапов, прогнозирует профессор Колумбийского университета Анджела Ли, и для атмосферы Кремниевой долины в целом: «Стартапы не могут получить доступ к своим средствам, и компании собираются выйти из бизнеса, чтобы покрыть это. Настроения, возникающие в результате этого, будут разрушительными во всем мире».