С конца февраля добыча нефти в Казахстане ежедневно сокращалась примерно на 100 тысяч баррелей – из-за незапланированных ремонтных работ на месторождении в Тенгизе. Соответственно, резко снизился и объем поставок в Европу. Как признал на днях в своем отчете нефтяной оператор страны «КазТрансОйл», в первом квартале 2023 года в Германию поступит 40 тысяч тонн трубопроводной нефти, что почти на 90% меньше изначально запланированных объемов.
Не имея прямого выхода к морю, Казахстан традиционно, на протяжении многих лет экспортировал сырье по системе Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) до Новороссийска. Поставки через территорию России и Польши на германские НПЗ Leuna и Shwedt по «Дружбе» начались только что, в конце февраля. До конца 2022 года Берлин был крупнейшим покупателем российской нефти именно по «Дружбе», но по истечении долгосрочного контракта обратился к альтернативным поставщикам, в частности, к Казахстану. Для Германии этот канал удобен по одной простой причине: получаемые по нему объемы химически аналогичны российской марке Urals, к которой немцы привыкли.
По данным Reuters, Казахстан еще в прошлом году значительно нарастил поставки нефти в обход РФ, экспортировав 1,8 млн тонн (36 тысяч баррелей в сутки). По сравнению с 2021 годом показатель увеличился на 638 тысяч тонн.
«Сейчас Казахстан не может найти у себя именно дополнительные объемы для наращивания отгрузок в Германию, - поясняет эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков. – Эти объемы он рассчитывал спокойно прокачивать по нефтепроводу «Дружба», не снимая с других направлений и увеличивая при этом добычу. Но ситуация сложилась по-другому: поставки пошли только в конце февраля и в очень малых количествах. К тому же Казахстан был вынужден фактически оголить транзитный маршрут через порт в Ленинградской области Усть-Луга (откуда казахстанскую нефть в Германию везли танкеры), переориентировав часть нефти на новое направление».
В настоящее время, рассуждает Юшков, Казахстан может нарастить поставки по «Дружбе» только одним способом – если снимет с транзита через Усть-Лугу еще больше объемов. Но делать он это будет крайне неохотно, поскольку рискует навредить сотрудничеству с определенными компаниями и трейдерами, с которыми у него заключены долгосрочные контракты.