В настоящее время переводы физических лиц без открытия банковского счета на сумму более 15 тыс. руб. проводятся при упрощенной идентификации клиента. При этом максимальный размер такого перевода законом не установлен, что, по мнению властей, не соответствует международным стандартам в сфере противодействия незаконным операциям. Этот пункт и хочет изменить Финансовая разведка. В прошлом году Росфинмониторинг с другими ведомствами обсуждал планку подобных переводов в 60 тыс. рублей, но в 2023 году ее решили повысить сразу до 100 тысяч.
Предполагается, что сведения о получателе будут устанавливаться банком на основании данных, предоставленных клиентом, либо заполняться самостоятельно с использованием информации, содержащейся в системах межбанковского обмена. Если такой информации о получателе не будет, то средства просто возвратят на счет отправителю. А если будет невозможно осуществить возврат перевода, то организация, обслуживающая получателя денег, должна будет направить в Росфинмониторинг сообщение о подозрительной операции.
Среди экспертов закон вызвал полемику. Прежде всего, они по-разному оценили адекватность лимита. «Ограничение в 100 тыс. рублей направлено на то, чтобы обычные переводы, к примеру, трудовых мигрантов своим родственникам не подпадали под ограничения, так как планка в 60 тыс. рублей слишком низкая для такого рода переводов», — полагает аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов.
Есть также мнение, что сумма в 100 тысяч выбрана не случайно — это максимум, который можно без процентов перевести по Системе быстрых платежей между двумя расчетными счетами в различных банках. «Это затронет довольно большое число людей, в том числе тех, кто находится за границей», — полагает глава консалтинговой группы vvCube Вадим Ткаченко. При этом, по его мнению, нововведение вряд ли как-то серьезно поможет в борьбе с «отмыванием» денег, так как при необходимости можно открыть и несколько счетов и разбить переводы на меньшие суммы. А по мнению замруководителя Федерального центра медиации Владимира Кузнецова, данная мера оправдана, только если установить более высокие лимиты, к примеру, в 600 тыс. рублей для переводов без открытия счета. Установление небольшого лимита приведет к негативным последствиям в виде дробления переводов.
Ряд экспертов и вовсе полагает, что власти не озвучили истинные цели законопроекта. Так, по мнению главы InDeFi Smart Bank Сергея Менделеева, данная мера никоим образом не будет способствовать ни борьбе с отмыванием денег, ни противодействию финансирования терроризма, ни сокращению масштабов банковского мошенничества. Истинной причиной введения ограничений стало то, что в 2022 год из России было выведено ощутимо больше частного капитала, чем за 2021-м. Напомним, что чистый отток частного капитала из России в прошлом году ориентировочно (точная цифра пока не названа) превысил $250 млрд, тогда как в 2021 году этот показатель был почти в 3,5 раза меньше - $74 млрд. Вероятнее всего, Росфинмониторинг хочет иметь больше сведений о людях, которые совершают денежные переводы в условиях, когда Центробанк прошлым летом увеличил лимит перечислений за границу для физических лиц до $1 млн.
При этом, по мнению доцента экономического факультета РУДН Андрея Гринского, следствием предложенных Росфинмониторингом мер может стать сжатие теневого сектора, что позитивно для экономики. Однако эффективность в отношении «отмывания» средств и других целей требует дополнительной проверки. Если же говорить о безопасности переводов для физических лиц, то она, прежде всего, связана с уровнем криптографической защиты целостности электронного сообщения, содержащего платежную информацию, указывает эксперт. И здесь требуются меры совсем другого уровня.
В общем, возникает ощущение, что «сильные мира сего», как минимум, не все цели озвучили, предлагая данный законопроект. Утешает только, что его введение почти никак не отразиться на жизни простых россиян, поскольку, как показывает статистика, большинство переводов физических лиц укладывается в границу до 40 тыс. рублей.