Эксперты назвали профессии с солидным доходом без излишних усилий

Молодежь ищет легких заработков, а россиянам в возрасте понравилось менять профессию

Еще лет 20–30 назад россияне, как правило, начинали строить карьеру с низов, годами выбиваясь в люди. Походы на работу пять дней в неделю были нормой, и многим даже нравилось постоянное пребывание в коллективе. Однако развитие технологий и затянувшаяся пандемия перевернули привычный уклад с ног на голову. Современных парней и девушек интересуют быстрый результат, гибкий график работы и удаленная занятость. Не отстают от «моды» и их родители, нередко меняя профессию во второй половине жизни.

«МК» поговорил с людьми, которые в последние 2–3 года нашли себя в кардинально иной сфере деятельности, и расспросил экспертов о новых тенденциях.

Молодежь ищет легких заработков, а россиянам в возрасте понравилось менять профессию

Здравствуйте, не вешайте трубку

...27-летняя Альбина имеет высшее художественное образование (знаменитая Строгановка) и практикует соответствующие занятия: пишет картины, создает узоры на ткани. Но доход от них нерегулярен, и недавно художница попробовала один из легких способов стабильного заработка: устроилась в колл-центр.

— Вообще-то из «кормящих» занятий я еще умею хорошо шить, даже мужские костюмы, — рассказывает Альбина. — Но мне всегда трудно делать это за деньги: друзьям я шила за бесценок, а физически прикасаться к посторонним людям мне неприятно. Поэтому я решила поработать на телефоне, благо увидела такое объявление.

Работать оказалось возможно прямо из дома, обучение ограничилось тренингом по использованию скрипта (сценария беседы с прописанными репликами). Потом был зачет, во время которого сотрудники заказчика пытались «подловить» новичков, спровоцировать нарушения скрипта. Зачет Альбина сдала, хотя для страховки перед этим выпила хорошую дозу успокоительного.

— У меня до сих пор на рабочей смене три друга, — смеется Альбина. — Валерьянка, пустырник и пион уклоняющийся, в настойках. В результате, если я раньше боялась говорить по телефону, долго собиралась с силами, теперь мне раз плюнуть общаться с кем угодно.

Как отъявленная сова, Альбина работает по ночам — она обслуживает клиентов «горячей линии» крупного интернет-магазина инструментов. Так что теперь не только о кистях и красках, но и о бензопилах она может говорить со знанием дела. Правда, только по скрипту: за «отсебятину» жестоко штрафуют.

— В ночь с пятницы на субботу звонят пьяные, и почти только они, — рассказывает собеседница «МК». — Трубку ты повесить не можешь, обязана довести до конца скрипт, включая сообщение об акциях и спецпредложениях. А человека просто торкнуло по пьяни купить в запас какой-нибудь бензогенератор на случай апокалипсиса. И он кричит в трубку, что нужно срочно, немедленно, завтра утром — иначе мы все умрем. Реальный случай, между прочим!

Постоянной работой колл-центр Альбина, конечно, не считает: это просто способ продать несколько часов своего времени за стабильное вознаграждение. Платят не так уж плохо — около 500 рублей за час. Картина или даже костюм — исходя из цены и продолжительности работы над ними — получаются куда менее выгодным делом...

Другой собеседник «МК» решился на совсем уж непривычную смену деятельности: переквалифицировался из маркетологов в сантехники. «Надо мной все знакомые сначала посмеивались: мол, осталось только начать пить водку по утрам и назваться Афоней», — рассказывает 52-летний Дмитрий, совершивший радикальный «дауншифтинг», который уже воспринимает как личностный рост.

— От прежней работы я испытывал сложный комплекс эмоций, — вспоминает Дмитрий, до марта прошлого года трудившийся на одну из крупных розничных сетей России. — Выстраивать красивую картинку, а по сути — обманывать покупателей, запуская на рынок упрощенный и удешевленный товар под видом чего-то нового-интересного... Это меня давно угнетало, но 100 с лишним тысяч в месяц были весомым аргументом.

Ключевую роль в принятии решения, полагает Дмитрий, сыграло то, что 30 лет назад в армии он служил в строительных войсках. И следовательно — не боялся работать руками и знал основы ремесла. Поэтому раздумья, куда бы податься, чтобы и осмысленно, и деньги платили, привели Дмитрия в «Жилищник» своего же района.

Проблем с работой не возникло. Люди с любым высшим образованием, рассказывает Дмитрий, там «белая кость» по сравнению с рабочим персоналом.

60 тысяч рублей в месяц — зарплата довольно скромная, зато свободного времени в сутках получается много (особенно если живешь на своем же участке). Да и дополнительной работы и «левых» гонораров с каждым днем все больше: телефон хорошего сантехника передают из рук в руки. Пока что рекордный заработок Дмитрия составил 110 тысяч рублей — как на прежней ненавистной работе.

— В системе образования за последние тридцать лет произошел перекос, — говорит первый проректор Российского государственного социального университета Джомарт Алиев. — Почти каждый вуз, даже технический, выпускал юристов и экономистов. В результате на одну вакансию юриста приходится 9 соискателей, претендентов на вакансию инженера — 2,1, а вот рабочих явно не хватает — 0,9 резюме на одно место. Очевидно, что экономике в ближайшие 10–15 лет потребуются инженерные кадры, специалисты со средним специальным образованием, квалифицированные рабочие.

Я б в технологи пошел

...Олег, 44-летний историк-архивист по образованию, в своей жизни перепробовал много профессий — был и преподавателем, и социологом, и экспертом по региональному развитию. В прошлом году начался новый этап его жизни: Олег переквалифицировался в антиквара, выбрав своим «профилем» фарфор и стекло.

Профессия антиквара хороша тем, что для нее нужен лишь небольшой стартовый капитал. «Только ни в коем случае не берите ради этого банковский кредит, — советует Олег. — Скорее всего, на первом этапе у вас могут быть неудачи, и остаться после этого в долгах — довольно демотивирующая история».

Для старта небольшого антикварного бизнеса необходимо около 500 тысяч рублей. Нет, конечно, начинать торговать можно хоть с единственной пятитысячной купюрой в кармане, но рассчитывать на заработок в размере хотя бы 50 тысяч рублей в месяц можно, только вложив в товар и раскрутку вдесятеро больше.

Первая «ловушка», подстерегавшая Олега на пути антиквара, — соблазн заниматься только любимыми вещами, которые покупаешь и коллекционируешь сам. «Душа лежит к предметам техники — от пишущих машинок до автомобилей, — пояснил собеседник «МК». — Но заниматься ими ради прибыли — путь к разорению, если ты одновременно не мастер по их реставрации с уже готовой мастерской».

В качестве предмета торговли стоит брать что-то, что пользуется постоянным спросом, рекомендует Олег: «Посуда и столовые приборы нужны всем. А если они в хорошем «сохране», то не нуждаются в реставрации. Бери и применяй по назначению. Итого — оптимальное соотношение расходов и издержек».

На уровень в 50 тысяч рублей в месяц Олег вышел через полгода напряженной работы. Посуду он покупает и на порталах объявлений, и на блошиных рынках. А еще — благодаря друзьям в Европе у Олега есть налаженная «линия» поступления французской винтажной посуды и столовых приборов. Спрос, уверяет антиквар, есть: в России большая нехватка антикварных вещей в хорошем состоянии.

— Работать на себя, делать то, что ты умеешь и что тебе нравится, — такую возможность дает статус самозанятого. Эксперимент с самозанятыми, начатый в 2018 году, если посмотреть шире, опровергает распространенную мысль, что народ нынче ленив. И опровергает представление о его патернализме, то есть желании жить под государственной рукой, — комментирует основатель IT-платформы для самозанятых Павел Зюков. — Посмотрите на статистику: в июне 2022 года Федеральная налоговая служба оповестила, что количество самозанятых в стране составило 5 миллионов человек, а уже к концу октября их стало на миллион больше.

Минимальная налоговая нагрузка и простота входа и выхода из этого статуса привлекли сначала представителей рабочих специальностей. По численности по-прежнему лидируют те, кто делает ремонт и оказывает услуги по автоперевозкам. Но в последние два года статус самозанятых оценили представители «белых воротничков».

В России сформировался целый ряд специальностей, работа по которым, как считается, особо не выматывает, но приносит солидный доход. Впрочем, утверждают специалисты, нельзя достичь успеха, не имея таланта, способностей, образования и любви к своему труду. Например, хорошим айтишником невозможно стать человеку без интуиции, усердия и знания высшей математики, оператором в колл-центре или продажником — без навыков психолога и железной выдержки.

Средний уровень дохода разработчиков, программистов, системных аналитиков составляет 220 тысяч рублей. Но можно получать и больше 350 тысяч рублей, поскольку компании часто предлагают проектные и годовые бонусы, рассказывает директор по развитию кадрового агентства Стафф-АП Елена Лимонова.

Оклад менеджеров по продажам колеблется от 70 тысяч до 100 тысяч рублей. Но суперпрофессионал, обладающий обаянием и даром убеждения, может стабильно зарабатывать больше 150 тысяч рублей в месяц. Столько же может получать и технолог — рост отечественного производства стимулирует высокий спрос на этих специалистов.

Обычный доход ассистента руководителя, собственника — от 120 тысяч до 170 тысяч рублей. Существенно увеличивает ценность работника (в том числе финансово) знание иностранных языков.

По данным SuperJob, в банковской сфере прирост средних рыночных зарплатных предложений за год составил почти 10%, в промышленной отрасли — 11,6%. В сфере информационных технологий динамика зарплат выглядит более впечатляюще: плюс 15% за год. Самый большой годовой прирост в этой сфере произошел в 2021 году: средние зарплаты выросли на четверть.

Можно ли хорошо зарабатывать, не работая «от звонка до звонка», а то и по двенадцать часов в день? Можно. Но для этого надо быть специалистом очень высокой квалификации в востребованной отрасли, говорит председатель комитета по труду и занятости Московского отделения «Опоры России» Сергей Анисимов. Например, финансовым аналитиком, которого приглашают для консультаций или реализации определенного проекта. Архитектором, имеющим большой практический опыт и десяток реализованных проектов. Специалистом по IT-безопасности, который помогает сделать корпоративную сеть неуязвимой.

Этот список можно продолжить. Но последовательность все равно не изменится — человек учится, проявляет способности в определенной отрасли, становится уникальным специалистом. Только после этого он получает возможность работать по заказам, которые ему интересны и хорошо оплачиваются, и тратить на работу ровно столько времени, сколько считает необходимым.

«Профессии не исчезают совсем»

— Образование, опыт работы, дополнительное образование — все это этапы карьеры любого успешного человека. Рассчитывать на то, что есть работа без всякой нагрузки и ответственности, но с хорошими деньгами, как минимум наивно, — продолжает Сергей Анисимов. — Другой вопрос, что карьерных, а значит, и финансовых возможностей стало больше. Удаленный режим работы перекроил управление бизнес-процессами. Можно найти работу программиста в крупной столичной компании, не покидая своего уютного города в глубине России. Или устроиться в подразделение крупной корпорации, которое может быть далеко от столицы.

Да, оплата труда в Москве и в регионах существенно отличается. Средняя зарплата, если судить по вакансиям, составляет в столице 78 тысяч рублей, а в соседнем Ярославле — 47 тысяч. Практика показывает, что этот разрыв характерен для всех специалистов — и для главного бухгалтера компании, и для разнорабочего в магазине.

На самом деле такая картина наблюдается во всех мегаполисах и столицах мира, где сосредоточены высокооплачиваемые рабочие места, но и стоимость жизни несколько выше. Именно поэтому многие госкорпорации и крупные частные компании выводят свои подразделения за пределы Москвы. Например, централизованная бухгалтерия может находиться в Нижнем Новгороде, часть юридической службы — в Воронеже, отдел маркетинга — в Екатеринбурге. Работа в таком подразделении дает прекрасные карьерные возможности для молодых специалистов.

Какие профессии будут востребованы в ближайшие годы, а какие, можно сказать, уходят в прошлое?

— Профессии не исчезают совсем, — говорит президент SuperJob Алексей Захаров. — Мы думали, что вскоре попрощаемся с почтальоном, который носил бандероли и телеграммы. Все обмениваются электронными письмами, кому сейчас нужна почта? Но кто такой почтальон? Тот же самый курьер. А их теперь в тысячи раз больше, чем раньше. Умерла профессия? Нет, она перешла на новый уровень. Что касается новых профессий, ничего кардинально иного не появляется. Кто такой, например, специалист, работающий в области под модным названием блокчейн? Программист-математик.

Есть профессии, которые невозможно заменить в принципе, продолжает Елена Лимонова. Их можно разделить на три типа. Первый — так называемые «помогающие» профессии: психолог, воспитатель, педагог, социальный работник. Второй — профессии, связанные с необходимостью принятия управленческих решений: антикризисное управление, проектный менеджмент. Третий — профессии, требующие проявления таланта.

Что говорит закон по поводу окладов — есть ли нормативы по каждой специальности? Или оплата труда зависит от субъективного мнения работодателя?

— Нормативы по окладам могут быть установлены для работников бюджетных, государственных организаций — в таком случае система оплаты закреплена отдельными нормативными актами. Для коммерческих компаний каких-либо нормативов нет — и работодатель сам определяет размер оклада и составных частей зарплаты, — комментирует директор юридической практики в SuperJob Александр Южалин. — Закон не запрещает работодателю установить оклад даже меньше минимального размера оплаты труда (МРОТ) при условии, что общая заработная плата работника за полностью отработанный месяц будет не меньше МРОТ.

Общероссийский МРОТ для трудоспособного населения составляет 16 242 рубля в месяц, в Москве — 24 801 рубль. Разницу между окладом и МРОТ работодатель может закрыть за счет премий или иных выплат.

— В частном бизнесе работодатель утверждает штатное расписание, в котором фиксируется уровень дохода сотрудников. В одной отрасли уровень зарплатных предложений для соискателей может сильно отличаться из-за разных стратегий, применяемых работодателями, — поясняет Елена Лимонова.

Например, при стратегии роста обычно предлагаются высокие зарплаты, ведь цель компании — пригласить лучших, а значит, самых дорогих в отрасли кандидатов. А может быть стратегия сокращения издержек, и тогда компания ожидает универсальных сотрудников, готовых работать на среднерыночных условиях или ниже.

Уровень предлагаемой зарплаты может зависеть от кадрового бренда работодателя. В стабильную, известную организацию кандидаты идут охотней и соглашаются на средние условия. Так что распространенное мнение о высоких зарплатах в популярных компаниях, равно как и о невозможности хорошо получать в никому не известной фирме — миф.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28983 от 6 марта 2023

Заголовок в газете: Каждая работа благодать

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру