Украинского поставщика обвинили в аварии европейской космической ракеты

«Вегу» погубил дефектный композит из Днепропетровска

Прошлогодняя авария европейской легкой космической ракеты Vega-C произошла по вине некондиционного материала, который был поставлен украинским предприятием КБ «Южное». Об этом сообщил Центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ) со ссылкой на материалы расследования аварии французской компании Arianespace.

«Вегу» погубил дефектный композит из Днепропетровска
Фото: Global Look Press

Авария произошла 20 декабря 2022 года. Она тем более обидна для европейцев, что это был первый коммерческий запуск новой ракеты. Европейское космическое агентство (ЕКА) разрабатывает эту ракету не первое десятилетие. Легкого космического носителя у ЕКА нет. Для запуска своих небольших спутников на низкие околоземные орбиты европейцы долгое время использовали российские конверсионные ракеты «Рокот», переделанные из баллистических ракет. 

Сейчас, понятное дело, такой возможности у ЕКА нет. Поэтому работы по легкому носителю формировали. Но, видно, с кооперацией просчитались. Взяли в партнеры украинское КБ «Южное» (Днепропетровск). Ему поручили изготовить горловину сопла двигателя второй ступени. И вот, как показало расследование, с задачей украинское КБ не справилось.

Вообще-то, КБ «Южное» - предприятие известное. В советское время именно оно разработало самую тяжелую в мире межконтинентальную ракету РС-20 «Сатана». Но, видно, прошедшие 30 лет разрухи на Украине не прошли бесследно для местного ракетостроения.

Согласно материалам расследования, при запуске с космодрома Куру во французском департаменте Гвиана ракета Vega-C, которая должна была вывести на орбиту два спутника наблюдения Airbus Pléiade, сошла с траектории из-за падения давления на второй ступени. Авария произошла на 151-й секунде полета. Когда в программе полета произошел сбой, ракету подорвали.

Двигатель Zefiro 40 был изготовлен итальянской компанией Avio. Причиной отказа стало постепенное разрушение его сопла. Установлено, что после старта произошла «непредвиденная термомеханическая эрозия углерод-углеродного композита, составляющего вставку горловины сопла, закупленную Avio на Украине».

Исследования показали, что причина - дефект однородности материала, используемого для этой детали. Она не выдержала уровня давления и температуры во время полета. Вывод комиссии: приёмка ненадлежащего уровня для подтверждения лётной годности изделия.

Итальянская компания предпочла горловину сопла производства КБ «Южное», отказав традиционному поставщику – компании ArianeGroup.

Решено отказаться от услуг украинского поставщика. Первый старт ракеты Vega-C в новой комплектации намечен на конец 2023 года.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру