Среди брендов, с покупкой которых из России возникли затруднения — DJI (Mavic), Fimi, Hubsan. Пользователи форумов, где обсуждаются дроны, и профильных телеграм-каналов подтвердили, что некоторые вещи не удается купить под российскими аккаунтами и с доставкой в РФ.
- Затруднения были и раньше, это не в первый раз, - пояснил «МК» Олег, участвующий в волонтерских закупках дронов с весны прошлого года. - Иногда это связано с таможней — купить можно, а вот доставка заворачивает. Иногда еще что-то. Думаю, надо подождать, у таких проблем есть тенденция рассасываться.
Владелец московского интернет-магазина, торгующего коптерами и запчастями к ним, рассказал «МК», что в прошлом году действительно из-за сложностей с таможней некоторые покупки возвращались отправителю. «Очень может быть, что продавцам просто надоело, для них отправка в Россию оказалась слишком ненадежной, они не хотят рисковать с возвратами», - размышляет он.
Напомним, что дроны и запчасти к ним иногда попадают под таможенные ограничения как товары двойного назначения. Согласно официальной информации Таможенной службы, для ввоза таких товаров необходима лицензия Федеральной службы технического и экспортного контроля (ФСТЭК) России. Исключение — если дроны обладают 30-минутным и более временем автономного полета и устойчивостью к ветру до 25 узлов (либо часовым и более временем автономного полета).
При этом дроны указанных производителей заявлены обычно как любительские и используются как фотографами и операторами, так и при поисковых, спасательных работах, как универсальное средство наблюдения. В этом же качестве, заметим, «Мавики» применяются и на фронте.
- Альтернативы «Алиэкспрессу», разумеется, есть, это прежде всего покупки в интернет-магазинах для внутреннего китайского рынка, - рассказал «МК» владелец российского «дронового» магазина. По его словам, если речь идет о партии коптеров, то закупка через такие магазины будет выгоднее, чем на «Алиэкспресса», а доставка даже быстрее.
Однако есть важный нюанс: осуществлять такие закупки непривычному к таким процедурам частнику труднее, чем импортеру, привыкшему договариваться о способах доставки и расчетов с китайской стороной. Поэтому больше всего неудобств такая блокировка — если, конечно, это действительно постоянная мера — доставит волонтерам-индивидуалам, которые закупают один дрон для конкретного бойца или подразделения.