Внезапная дефляция проявилась на неделе с 21 по 27 февраля, составив минус 0,02%. Цифра совсем микроскопическая, но все-таки в минус, а не в плюс — что для наших цен уже достижение! Драйвером удешевления оказались цены на плодоовощную продукцию, в среднем сократившиеся на 0,8%. Что касается огурцов, они подешевели в диапазоне 0,6-10% в 46 субъектах РФ, а еще в 24 регионах — на 10,1-21,8%.
И можно было бы кидать в воздух чепчики от радости за снизившие стоимость огурцы, если бы не тот факт, что ранее, в январе-феврале, этот овощ стал лидером подорожания (плюс 43%) среди всех продовольственных товаров, в основном по причине сезонного взлета цен на энергоресурсы. По данным Минсельхоза, оптовые цены на огурцы в начале февраля достигли 133,8 рубля за килограмм — на 15,3% больше, чем в прошлом году. Сказались природные факторы: в это время в теплицы поступает минимум солнца, и процесс созревания происходит медленнее. Производство падает, а затраты поставщиков растут. Вместе с тем самообеспеченность по этому овощу нашей страны достигает 95% (в прошлом году в России было произведено 850 тысяч тонн огурцов закрытого грунта), небольшие объемы приходят только из Белоруссии, Китая, Турции, Азербайджана, Казахстана.
По словам исполнительного директора Плодоовощного союза Андрея Казакова, в осенне-зимний период огурцы поставляются в основном из тепличных комплексов с досветкой. Эта инновационная, но одновременно дорогостоящая технология позволяет выращивать овощи круглогодично. Из общей площади теплиц в 3,1 тысячи гектаров на хозяйства с досветкой приходится всего 1 тысяча гектаров. Поскольку с начала года тарифы на энергоресурсы были повышены на 9%, это сразу отразилось на себестоимости, в которой доля затрат на электроэнергию доходит до 50-60%.
Выросли в цене и другие составляющие производства — импортные (главным образом, европейские) удобрения, семена, фасовочные линии, оборудование по упаковке тары, средства защиты. Кроме того, поставки идут в Россию все более извилистыми, а значит, затратными логистическими маршрутами.
«Выращивать огурцы в течение всего года — ужасно дорогостоящее занятие, — говорит главный научный сотрудник Центра агропродовольственной политики РАНХиГС Василий Узун. — Сегодня основная масса населения привыкла видеть их у себя на столе когда угодно — хоть в январе, хоть в августе. А ведь раньше наши люди их потребляли исключительно в летний сезон. Соответственно, чтобы этот спрос удовлетворять в пору короткого светового дня и серьезных холодов, нужно обеспечить отечественные теплицы должным отоплением, уровнем освещенности. Затраты выходят огромные. А вообще, стоимость огурцов — это вам не цена на молоко, которая вообще не меняется в сетевых магазинах. По огурцам же она крайне волатильна, а зимой зачастую повышается на десятки процентов, что с учетом различных сезонных факторов абсолютно в порядке вещей».
Ну а с приближением весны в связи с увеличением светового дня в работу включаются тепличные комплексы без досвечивания, и на рынок начинает поступать их продукция. Как отмечает Узун, пик цен на овощи (не только на огурцы) традиционно приходится на январь и первую половину февраля, дальше, как правило, эта продукция только дешевеет.
«Рыночные цены всегда определяются балансом спроса и предложения, — говорит зампред правления ассоциации «Руспродсоюз» Дмитрий Леонов. — Снижаются они по той простой причине, что в теплицах без искусственного света началось массовое плодоношение, что в свою очередь привело к росту предложения».
Напомним, что пару недель назад Минсельхоз, озаботившись ценовым ралли на плодоовощном рынке, озвучил идею снижения импортных пошлин на огурцы и помидоры. Едва ли она будет реализована с учетом текущих реалий. Опрошенные «МК» эксперты усомнились в целесообразности этого шага: на их взгляд, он чреват долговременными негативными последствиями — падением спроса на отечественную продукцию, сокращением в стране налоговой базы, созданием и закреплением неравноправных условий для российских и иностранных производителей.