Как сообщает финансовое ведомство, в годовом выражении котировки Urals упали в 1,86 раза: в феврале 2022-го за «бочку» основного российского экспортного сорта можно было выручить $92,15, что было близко к стоимости Brent, а сейчас разница между ценами энергоресурсов достигает колоссальных значений: баррель международной эталонной марки стоит более $85, тогда как за наши углеводороды предлагают всего $49,5.
Как полагают эксперты, в первую очередь дурную шутку со стоимостью российского «черного золота» сыграли западные санкции, введенные с 5 декабря прошлого года: большинство европейских стран отказались покупать энергоресурсы из нашей страны по цене выше $60. Отечественным экспортерам пришлось переориентировать свои продажи в азиатском направлении — в Китай и Индию, потребители которых тут же потребовали дисконта. Хотя котировки Brent всегда были выше Urals (это объяснялось качеством российского сырья, которое уступало западному аналогу), однако ценовое отличие не превышало $2-3. Скидки, которые теперь российские производители вынуждены предоставлять азиатским покупателям, на порядок выше — $25-30 за баррель.
Между тем, как отмечает директор департамента корпоративных финансов ИК «ИВА Партнерс» Артем Тузов, реальная стоимость Urals, по которой сырье покупают нынешние основные импортеры, не раскрывается. По данным Bloomberg, в первые месяцы этого года средняя цена продажи российского «черного золота» вплотную приближалась к $74 за «бочку». Поэтому официальные «заниженные» котировки приводятся, чтобы не вызвать лишних упреков со стороны коллективного Запада, а реальные расчеты осуществляются через финансовые оффшорные гавани третьих стран. «Баррель Brent подскочил до $85 USD, значит и российская нефть будет дорожать. В долгосрочной перспективе можно ожидать, что Минфин изменит источник информации по котировкам и Urals «неожиданно» начнет торговаться по заметно более дорогим ценам», — прогнозирует эксперт.
Статистику Минфина, как полагает руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев, скорее, стоит расценивать как положительную динамику. «В ноябре нефть из нашей страны торговалась по $42, а в феврале стоимость отдельных контрактов выросла до $55 за баррель. Существуют достаточно убедительные факторы, что в марте-апреле Urals устойчиво зафиксируется на этом уровне, а дисконт азиатским клиентам сократится. «Такие тенденции, — говорит эксперт, — свидетельствуют об адаптации отечественного добывающего сектора к санкциям, несмотря на ожидания Запада, что наша экономика рухнет».