1 марта в трех регионах России начинают продавать онлайн рецептурные лекарства

Но механизм назвали слишком сложным

С 1 марта в Москве, Белгородской и Московской областях стартует пилотный проект по продаже рецептурных препаратов онлайн. Власти надеются, что он облегчит жизнь одиноких маломобильных граждан, однако эксперты считают, что это маловероятно. Желающих участвовать в нем аптек немного, да и список разрешенных для такой торговли лекарств — кот наплакал. И это далеко не все подводные камни нового проекта, о которых «МК» узнал у экспертов.

Но механизм назвали слишком сложным

тестовый баннер под заглавное изображение

 

Онлайн-торговлю безрецептурными препаратами в стране разрешили еще в 2020 году, и катализатором процесса тогда выступила пандемия. До тех пор дистанционно лекарства можно было только заказать, но получать их все равно приходилось в офлайн-режиме. Но теперь Госдума приняла закон «Об обращении лекарственных средств» в целях проведения эксперимента по осуществлению розничной торговли лекарственными препаратами, отпускаемыми по рецепту, дистанционным способом. Пока эксперимент затронет лишь три региона страны, но по итогам его могут распространить и на все остальные. Первые итоги подведут уже через полгода.

Предполагается, что теперь по домам курьеры смогут развозить даже рецептурные препараты. Правда, не все — Минздрав утвердил перечень из чуть более 900 разрешенных для онлайн-продаж международных непатентованных наименований лекарств. Понятно, что там нет психотропных, наркотических и других сильнодействующих препаратов. Кроме того, в нем нет вакцин, антидепрессантов, средств для прерывания беременности и проч. «Там очень «легкий» список, в основном антибиотики, и главное — практически нет возможности отпускать эти лекарства льготникам, то есть пожилым и маломобильным заказывать доставку на дом нет смысла», — рассказал «МК» один эксперт фармрынка на условиях анонимности.

Власти отмечают, что конкретный механизм удаленного заказа, отпуска и доставки еще только разрабатывается. Поэтому вопросов пока куда больше, чем ответов. Самая большая неразбериха — с рецептами. Электронные у нас декларировали, но так толком и не ввели, а как уложить в онлайн-схему бумажные, пока никто не может понять. «До сих пор этот алгоритм непонятен, ведь в законе прописано, что можно использовать и бумажный рецепт. Но как его будут проверять? И на сколько по времени это затянется? Плюс где будут чек выбивать: у двери пациента или заранее в аптеке? Как больной должен отправить рецепт в аптеку? Да и как курьер определит — больному ли он вручает лекарства или вообще постороннему человеку? Документ, между прочим, обязывает аптечные организации при подобных продажах обеспечить идентификацию личности гражданина, которому оформлен рецепт на лекарственный препарат, с личностью гражданина, которому доставят лекарство. А если рецепт бумажный и купленный? В последнее время пошло огромное количество людей с фальшивыми рецептами. Если непонятна сама схема такого отпуска, то нет сомнений, что и пациенту будет сложно. Нет никаких социальных роликов, объясняющих эту систему», — сетует наш эксперт.

Тем временем алгоритм с участием электронного рецепта примерно описан: выписанный врачом, он должен быть загружен в государственную информационную систему; при этом видеть рецепт будет как провизор в аптеке, так и сам пациент — в личном кабинете на сайте Госуслуг. Правда, для этого не только медучреждения, но и аптеки, которые участвуют в эксперименте, также должны быть подключены к единой информационной системе региона. Как рассказал на отраслевой конференции глава сети аптек Александр Монастырев, в Приморском крае электронный рецепт ввели еще год назад: «Но он не работает: врачи им не пользуются, пациенты им не пользуются. Чтобы он заработал, нужна массовая отработка ошибок, а он даже не внедряется в серию, ибо не востребован».

Сейчас в России продажи рецептурных средств составляют не более 10% от всех аптечных продаж, и можно предположить, что особым спросом услугам онлайн-торговли такими лекарствами пользоваться вряд ли будет. Особенно если учесть, что для дистанционной торговли препаратами льготного отпуска у аптеки должен быть договор на льготное обслуживание плюс разрешение на дистанционную торговлю рецептурными. Закон также предусматривает, что и аптеки, и курьеры должны быть необходимым оборудованием для соблюдения правил хранения и доставки лекарств (то есть холодильниками); кроме того, курьеры должны иметь переносные терминалы. Чтобы подтвердить соответствие всем требованиям эксперимента, аптекам-участницам необходимо получить лицензию на этот вид деятельности. «Короче, это дорого и сложно, и никто этим заниматься не будет. Там же еще затраты на курьера, на сканер маркировки. А участие аптек в эксперименте добровольное. Порядок предусматривает возможность выхода из него», — говорит наш анонимный эксперт.

Участники рынка добавляют, что механизм продажи медикаментов, который пока только обсуждается, слишком сложен и для клиентов (например, москвичам для оформления покупки придется использовать систему ЕМИАС — и только через нее выходить на сайт аптеки). Не спешат присоединяться к проекту и маркетплейсы: по словам главы Ассоциации компаний интернет-торговли Артема Соколова, компании пока ждут доработки региональных правил проведения пилотного проекта, чтобы определиться с участием в нем.

— Похожую ситуацию мы наблюдали, когда аптекам предложили начать участвовать в онлайн-торговле дистанционными препаратами, для чего нужно было получить разрешение. В итоге за три года разрешение на безрецептурную дистанционную торговлю из 73 000 аптек на рынке получили 503, — рассказывает директор СРО «Ассоциация независимых аптек» и глава Альянса фармацевтических ассоциаций Виктория Преснякова. — Доля онлайн-продаж аптечного бизнеса увеличилась, но первое место по продажам занимают далеко не лекарства, а косметика, БАДы и изделия медназначения. Говорить о каком-то массовом переходе на онлайн-торговлю мы пока не можем. Думаю, что в новый «пилот» войдут те аптеки, которые уже имеют разрешение на онлайн-продажу безрецептурных препаратов. В любом случае классическая аптека останется классической аптекой. Участие аптек, как и медучреждений, в новом эксперименте добровольное, но нужно получать отдельное разрешение на такую торговлю. В целом система выстроена под электронные рецепты (хотя оставляет и бумажные), к тому же список препаратов для торговли сильно ограничен — эти факторы могут сдерживать развитие эксперимента. Плюс аптеки должны будут заключать договоры с агрегаторами, которые будут доставлять лекарства людям, но вся ответственность за надлежащее качество препарата и товарный вид, хранение и транспортировку лежит на аптеке, а маркетплейсы такой ответственности не несут, и никакого механизма проверки качества тоже нет. Желающих из нашей ассоциации принять участие в эксперименте пока совсем немного. Аптеки могут в него как войти, так и выйти. Пока многие решили осмотреться и сделать выводы. Эксперимент на то и эксперимент — будем набивать шишки, что-то менять, расширять географию, а затем уж — ассортимент и правила».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28980 от 1 марта 2023

Заголовок в газете: Лекарства станут ближе к дому

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру