В своем исследовании Bloomberg опирается на статистику Института международных финансов, представляющего интересы около 40 банков промышленно развитых стран, а также Колумбийского и Калифорнийского университетов. По сведениям аналитиков, в течение как минимум четырех недель после введения ЕС и G7 ценового потолка на российскую нефть в $60 за баррель, наша страна экспортировала сырье по $74 за «бочку», получая при этом «гораздо большую прибыль», чем рассчитывали на Западе. На основе анализа таможенных счетов, авторы доклада подсчитали, что, если поставки из портов Балтийского моря еще укладывались в установленный лимит и велись по цене в $59,86, то отгрузка с пристаней Тихого океана и через трубопровод в Китай проводилась по ценам в $81-82 за «бочку».
На первый взгляд, приведенные западными экспертами данные похожи на правду. По оценке Минфина РФ, в декабре 2022 года нефтегазовые поступления в федеральный бюджет по сравнению с ноябрем выросли на 7,5% и превысили 931 млрд рублей. В целом за весь прошлый год сырьевая отрасль принесла нашей стране почти 11,6 трлн рублей, что на 28% больше, чем в 2021-м. Причем физический экспорт российского «черного золота» в декабре, на фоне западного эмбарго и ценового потолка, по информации Международного энергетического агентства, упал на 2,5% до 7,8 млн баррелей в сутки.
Вместе с тем сами же американцы признавали, что не смогли поймать наших нефтяников за руку на продаже сырья дороже установленного потолка — как заявил помощник министра финансов США Бен Харрис, его ведомство не располагает доказательствами попыток Москвы обойти ценовые санкции.
В том, что западным отраслевым регуляторам не удается уличить россиян в экспорте углеводородов дороже санкционного потолка нет ничего странного, полагает инвестиционный стратег УК «Арикапитал» Сергей Суверов. По сведениям того же Bloomberg, с прошлого года отечественные производители потратили не менее $2 млрд на создание так называемого теневого флота из 600 танкеров, собрав под своим крылом нефтеналивную армаду, состоящую из 10% от общего числа соответствующих судов по всему миру. «Далеко не всегда официальная юридическая принадлежность таких грузоперевозчиков закреплена за нашими соотечественниками и досконально определить «национальность» поставляемых энергоресурсов не представляется возможным, — объясняет аналитик. — Кроме того, около 40% нынешнего нефтяного экспорта отправляется по трубопроводу Восточная Сибирь - Тихий океан в Китай. Сорт нефти, которую получает Поднебесная, называется ESPO. На эту марку, в отличие от Urals, западные ограничения не распространяются и ее стоимость гораздо выше установленного потолка».
Действующий санкционный режим позволяет российским экспортерам получать неплохую прибыль даже без учета сырья, поставляемого посредством «теневого флота», добавляет ведущий аналитик Freedom Finance Global Наталья Мильчакова. Себестоимость добычи барреля нефти у крупнейших компаний нашей страны составляет всего $3-8, а полный цикл затрат на производство и транспортировку варьируется от $15 до $45 за «бочку». «Даже если ценовое ограничение на Urals опустится до $50, как сейчас предлагают Польша и Эстония, российские нефтяники продолжат получать прибыль в $5 с каждого проданного на экспорт барреля», — рассказывает эксперт.
Между тем страны, объявившие России западные санкции, судя по всему, не смирятся с тем, что отечественным производителям удается обходить жесткие условия ценового потолка. Как пишет Bloomberg, подготовившие исследование аналитические ведомства призвали американских и европейских регуляторов, провести «срочное расследование» фактов торговли «черным золотом» дороже установленного лимита. По мнению Сергея Суверова, скорее всего, новые претензии будут выставлены уже не российским экспортерам, а зарубежным покупателям — прежде всего Китаю и Индии. «Насколько болезненными окажутся вторичные санкции, судить сложно, — считает эксперт. — Но по всей видимости, уже в ближайшем будущем отечественным нефтяникам придется разрабатывать новые схемы экспорта углеводородов по близким к рыночным ценам».