- Почему дорожает алкоголь?
- Во-первых, в прошлом году из-за ухода иностранных брендов дистрибьюторы пересматривали поставки, искали новых поставщиков, меняли логистику. В результате, как сообщалось прошлым летом и осенью, затраты выросли примерно на 15-20%. Поставить известные бренды по параллельному импорту стоит дороже, чем напрямую от производителя. Во-вторых, увеличились затраты российских компаний, поскольку многие составляющие в производстве – это также импорт. Это может быть сырье, специальные примеси или даже тара (стеклянные бутылки и поддоны в прошлом году также выросли в цене). Третья причина роста цен – в увеличении акцизов с января 2023 года, которое коснулось алкогольных напитков, виноматериалов (виноград для производства алкоголя) и т.д. С нового года увеличились тарифы на проезд по платным трассам в России, тарифы ЖКХ увеличились еще в декабре 2022 года. В результате растут затраты производителей, что ведет и к увеличению розничной цены товара (перевозка и ЖКХ имеют немалый вес в производстве любого товара).
- Вместе с тем россияне стали больше пить алкоголя. Розничные продажи в 2022-м выросли на 3,5%, сообщили в Росалкогольрегулировании. Получается, реальные доходы населения не становятся больше, цены на алкогольные напитки растут, но люди все равно покупают. Почему?
- Алкоголь – это товар, который маркетологи называют «антистресс» (сюда также входит табачная продукция, шоколад, кондитерские изделия). Спрос на эту продукцию увеличивается во время экономической нестабильности, население буквально «заедает» и «запивает» свои страхи, сомнения, опасения за будущее и т.п. Это психологическая особенность нашего потребления, свойственная людям во всем мире, не только россиянам. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в нашей стране на фоне происходящих событий и несмотря на стагнацию доходов, люди больше покупают алкоголя.
- Как рост цен может отразиться на рынке контрафактного алкоголя? Как изменится доля, продажи?
- В дальнейшем тенденции будут зависеть от общей экономической ситуации. Если экономика стабилизируется, а страхи в обществе улягутся, люди будут меньше потреблять спиртного. Но пока ряд профильных агентств прогнозируют дальнейшую стагнацию спроса в товарах и услугах, усиление сберегательной модели потребления у людей, стремление к экономии. Это может коснуться самых разных категорий товаров, кроме табачных изделий и алкоголя – спрос на эти товары будет по-прежнему высоким. Однако увеличится потребление в более низкой ценовой категории, многие перейдут и на фальсификат. Поскольку люди в кризис готовы экономить на всем, кроме своих вредных привычек, однако рост цен заставит находить более дешевые аналоги.