По словам главы государства, попытки российских бизнесменов вернуть зарубежное имущество, замороженное в ходе санкционной атаки на нашу страну, окажутся бесполезными, поэтому предпринимателям не стоит цепляться за прошлое и пытаться что-то отсудить или выпросить у Запада. Президент призвал коммерсантов запускать новые проекты на родных просторах, зарабатывать и вкладывать оставшиеся накопления в России, инвестируя в отечественные предприятия и создавая новые рабочие места.
Согласно данным Bloomberg, только за прошлый год попавшие под западные санкции российские миллиардеры потеряли более $93 млрд. Эта сумма учитывает не только замороженную зарубежную собственность, но и падение котировок ценных бумаг, принадлежащих отечественным бизнесменам.
На днях еврокомиссар по вопросам юстиции Дидье Рейндерс уточнил, что Евросоюз заморозил активы российского бизнеса и физлиц на общую сумму 21,5 миллиарда евро. Причем, по его словам, в странах ЕС продолжается работа по поиску и заморозке российских ресурсов. Параллельно Брюссель подбирает «юридическую формулу», которая позволит передать все эти средства Украине.
Обо многих примерах потери российскими «олигархами» их собственности на Западе писалось и говорилось публично. Например, генеральный директор и основной владелец «Северстали» Алексей Мордашов потерял доступ к элитной 65-метровой яхте Lady M. Еще одна суперяхта Amadea, которую связывают с Сулейманом Керимовым, также попала в список конфискованного имущества. У Романа Абрамовича арестовали сразу две гигантские яхты Eclipse и Salaris. Всего же, по данным открытых источников, за рубежом были заморожены активы бывшего владельца «Сибнефти» на сумму в $7 млрд. В свою очередь, Финансовая гвардия Италии наложила арест на яхту бывшего главы Сибирской угольной энергетической компании Андрея Мельниченко.
Под арест попала и сухопутная недвижимость отечественных предпринимателей. У все того же Мордашова конфисковали виллу на итальянском острове Сардиния (скорее всего, речь идет о роскошных апартаментах Rocky Ram стоимостью в €105 млн, расположенных на побережье Коста-Смеральда). На Сардинии так же лишился возможности отдыхать экс-глава «Альфа-Банка» Петр Авен, у которого арестовали комплекс недвижимости в провинции Сассари.
Некоторых бизнесменов санкции вообще доводили до крайности. Так, совладелец «Альфа групп» Михаил Фридман однажды публично пожаловался, что из-за западных запретительных мер застрял в Лондоне без наличных денег и даже не может заплатить уборщице.«Я здесь пленник», — заявил предприниматель в середине прошлого года.
По словам финансового аналитика, кандидата экономических наук Михаила Беляева, забыть об арестованных или конфискованных зарубежных активах российским бизнесменам будет, конечно, очень трудно, но, если они пока не собираются отоходить от дел и намерены продолжать предпринимательскую деятельность, то им стоит сконцентрировать свое внимание на отечественных проектах. «В Западной Европе найти себе применение нашим бизнесменам будет трудно даже не из-за экономических санкций и агрессивного отношения местных политических элит. Дело в том, что европейская экономика уже достаточно насыщенна, в ней практически не осталось места для каких-либо интересных объектов вложения и развития. В свою очередь, российская экономика открывает практически безграничное поле для инвестирования как в традиционных, так и в передовых отраслях. Причем, физически миллиардерам даже не надо возвращаться в нашу страну — здесь их присутствия не требуется. Предприниматели могут управлять инвестиционными проектами из-за рубежа, благо современные технологии предоставляют им такую возможность», — полагает эксперт.