В России стартовал затяжной период роста цен на бензин

Подорожание началось с оптового звена

Стоимость российского моторного топлива резко пошла вверх. Правда, пока только в оптовом звене: 92-й за неделю подорожал почти на 10%, а 95-й — на 8%. Впрочем, как говорят эксперты, факторов для роста цен горючего в этом году предостаточно. За год тарифы на АЗС могут вырасти на 10% и никакие государственные ограничения такую неприятную тенденцию не изменят.

Подорожание началось с оптового звена

Как сообщает Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа (СПбМТСБ), за торговую неделю с 13 по 17 февраля оптовая стоимость бензина Аи-92 выросла на 10% - до 38,36 тыс рублей за тонну, а бензин Аи-95 подорожал на 8% — до 41,73 тыс рублей за тонну. В последний раз биржевые котировки самых востребованных марок моторного топлива заметно повышались в октябре прошлого года.

Сейчас средняя стоимость литра бензина на автозаправках в России, по оценке международного портала GlobalPetrolPrices, составляет 51,6 рублей. В прошлом году цены практически не менялись. Согласно данным Росстата, в 2022-м при общей инфляции почти в 12% горючее в нашей стране подорожало лишь на 1%. Хорошо сработал введенный правительством механизм налогового демпфера, предусматривающий выплату производителям государственной компенсации, позволяющей поддерживать стоимость бензина на постоянном уровне.

Нынешний рост оптовых котировок эксперты объясняют тем, что горючее отыгрывает заметное падение цен, наблюдавшееся в прошлом году. Тогда, по данным биржи, марка АИ-92 подешевела примерно на 30%. Биржевая стоимость АИ-95 также периодически падала, правда, не столь значительно. Главной причиной снижения котировок стал переизбыток продукции на внутреннем рынке на фоне ограничений экспорта. Впрочем, время от времени зарубежные поставки существенно росли. В декабре, когда Евросоюз озвучил сроки введения антироссийского топливного эмбарго, импортеры поспешили нарастить закупки, в результате чего объем экспорта, к примеру, дизеля достиг многолетнего рекорда в 1,2 млн баррелей в сутки.

Как полагает эксперт ИК «ИВА Партнерс» Артем Клюкин, оптовые котировки горючего оказывают крайне незначительное влияние на розничные цены. «Куда большее воздействие дают акцизы, логистические и прочие сопутствующие расходы. Задача демпфера и состоит в торможении роста цен на внутреннем рынке, хотя сдержать влияние прочих инфляционных факторов этому механизму не под силу», — отмечает аналитик.

Однако на этот раз демпфер может и не оправдать возложенных на себя надежд. С 1 апреля чиновники корректируют правила расчета суммы субсидий нефтяникам за отказ от увеличения цен на АЗС, сокращая разницу между внутренней и экспортной ценой горючего. По мнению ведущего аналитика Freedom Finance Global Натальи Мильчаковой, благодаря изменению этого элемента налогового законодательства, компании, в состав которых входят перерабатывающие предприятия, получат компенсацию в сокращенном размере — примерно на 25% меньше, чем в предыдущие годы. Не исключено, что производители для компенсации потерь начнут потихоньку повышать цены на заправках — на 1-2% за каждый квартал, что при оптимистичном сценарии приведет к общему росту в 5-6% за год

Между тем, по словам руководителя аналитического департамента AMarkets Артема Деева, в этом году причин для повышения стоимости горючего и без этого хватает. С января увеличился акциз на моторное топливо на 4%. К значительному росту цен на АЗС такой фискальный маневр не привел — это повышение было запланировано давно, но лишнюю копеечку к каждому литру бензина все же прибавит, поскольку маржа производителей снизится и они попытаются компенсировать убытки за счет рядовых автовладельцев. Вырос также и налог на добычу полезных ископаемых — основной налог для нефтегазового сектора. Такие сборы увеличены почти на треть. Упущенную прибыль нефтяники также надо как-то «отбивать». Нельзя забывать и о внешних факторах — введение Западом потолка цен на российскую нефть и запрет на импорт нефтепродуктов из нашей страны, которые вступили в силу 5 февраля. В итоге грозит сократиться экспортная выручка компаний, которую они наверняка захотят компенсировать за счет повышения цен на внутреннем рынке.

«Стоимость одного литра бензина на 70% состоит из налогов, 18% приходится на производственные затраты и еще 12% — на логистику и маркетинг.

Нефтяные компании будут повышать стоимость готового продукта, поскольку при росте налоговой нагрузки, сокращении экспорта и снижении субсидий в рамках демпфера, они постараются удерживать норму прибыли, — считает Деев. — Поэтому вслед за повышением оптовых цен поползет вверх и розничная стоимость горючего. Кроме того, сейчас на юге России начинается сельскохозяйственный сезон и аграрные предприятия станут закупать топливо в больших объемах. Население также будет более активно перемещаться по стране. В свою очередь, в мае НПЗ начнут временно приостанавливать выпуск бензина и дизеля в связи с плановым ремонтом, что окажется дополнительным стимулом для повышения цен».

Если сбудется пессимистичный сценарий и сработает весь этот комплекс причин, то рядовых автолюбителей ждет весьма болезненный сюрприз. К апрелю-маю литр топлива может подорожать до 53-54 рублей, а за весь год средняя горючего рискует вырасти на 7–11% — до 56–58 рублей за литр.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру