Единым фронтом против ограничения наценок выступили федеральные регуляторы Минсельхоз и Минпромторг. По их мнению, это может вызвать разбалансирование экономики и даже привести к дефициту товаров. Собственно, такую же позицию занимает и Федеральная антимонопольная служба — главное государево око по надзору за ценами в магазинах.
По мнению экспертов, правительство поступило вполне ожидаемо. Если бы оно пошло на поводу Госдумы, то получилась бы «масло масляное». Ведь и без думской инициативы у кабмина сегодня есть все основания держать под неусыпным контролем потребительские цены. В частности, оно вправе вводить предельные цены на отдельные товары сроком на 90 дней, при их росте более чем на 10% в течение 60 дней.
Кроме того, ритейлеры добровольно приняли на себя обязательства держать торговую наценку на социально значимые продукты в пределах 10-15 %. И, как уже прокомментировал ФАС, из этого «джентльменского соглашения» они не имеют право выйти.
Но и это еще не все. При ажиотажном спросе на какой-нибудь товар из «списка 25» (продукты повседневного спроса) торговые сети вправе до минимума сжать наценку. Введя при этом ограничение на отпуск товара в одни руки, как это бывало, например, с сахаром в марте минувшего года.
Словом, за годы административной борьбы с ростом цен, у отечественных чиновников выработался целый арсенал их обуздания. Правда, большей частью он состоит не из экономических, а административных мер: рейды по торговым сетям, иногда совместно с прокурорами, надзор Федеральной антимонопольной службы...
Вспомним, чем это обычно заканчивалось для нашего кармана. Резким взлетом цен на те же самые продукты после их заморозки. А в остальном торговля, чтобы не терять часть прибыли, разбрасывала подорожание на другие товары, не столь социально значимые. И по всему получалось, что потребитель ничего не выигрывал.
В общем, регулирования цен у нас как бы не будет. Но торговые сети не вправе выходить из ранее принятых обязательств по ограничению наценок.
Однако по факту продукты в магазинах дорожают — сдерживает их кто-то или не сдерживает. По идее, у нас в зоне риска воз и маленькая тележка продуктов, которые могут неожиданно вырваться из-под жесткого контроля. Ничто не застраховано от взлета цен. Продовольственный рынок разбалансирован, на крестьян и торговые сети давит неопределенность — в курсе рубля, в логистических поставках, в пошлинах... Каждый желает «отщипнуть» побольше, с запасом назавтра.
Вот, с начала года напугали овощи, некоторые «горячие головы» ожидали, что с ними повторится прошлогодняя ситуация.
— Отечественный теплицы сейчас на новом обороте, сажают весенний урожай, через месяц огурцы и помидоры будут свои, увидим падение цен, — считает кандидат экономических наук, ведущий программы «Сельский час» Игорь Абакумов.
— А что ждать по остальным продуктам?
— Прогноз — дело неблагодарное. Однако предпосылок к тому, что какие-то продукты пойдут в резкий рост, на горизонте не просматривается. Правительство смотрит на конечные цены и если те сильно растут, всегда в крайних оказываются или крестьяне, или торговые сети. Никто не вспоминает про естественные монополии — тех, кто отвечает за электроэнергию, солярку, железнодорожные перевозки, платные дороги. Почему все эти дорожающие услуги не должны сказываться на себестоимости продуктов? Запчасти к сельхозтехнике из-за параллельного импорта подорожали в три раза. Через 2-3 года начнет останавливаться западная сельхозтехника, выработавшая свой моторесурс. Ее в среднем 30%, а по некоторым отдельным видам, например, картофелеуборочным комбайнам, и все 90%..Уж разобрали бы импортный агрегат до винтиков и сделали копию. Но такую задачу сегодня никто даже не ставит...
— А что по подготовке к посевной кампании?
— Правительство ожидает, что себестоимость зерновых вырастет на 20%, бизнес говорит про 50-70%. Здесь тоже много проблем, но государство их не торопится решать.