В марте исполняется год, как в нашей стране было введено ограничение на снятие наличных долларов, евро и других иностранных денежных единиц. Сначала ЦБ вводил меру как антикризисную на полгода – до 9 сентября. Изначально это был очень жесткий запрет на снятие любой валюты со счета, открытого после 9 марта 2022 года. Лимит на снятие составлял $10 тыс., причем операции проводились только в американской валюте. Другие валюты пересчитывались в доллары и лишь затем их можно было забрать со счетов в рамках указанной суммы. При этом физические лица могли изъять из банка только наличные деньги в иностранной валюте, хранившиеся на счете до 9 марта.
Однако постепенно эти правила смягчали. Так, уже с 18 апреля регулятор разрешил гражданам покупать у банков наличные доллары и евро из тех средств, которые финорганизации накопили на своих счетах с 9 апреля 2022 года. Кроме того, гражданам позволили снимать не только доллары, но и евро в эквиваленте $10 тыс. Постепенно расширялся и лимит разрешенных переводов за рубеж. В июне гражданам и организациям со своих счетов регулятор разрешил переводить в банки за рубежом любую сумму до $1 млн. Экономика, по словам Эльвиры Набиуллиной, постепенно адаптировалась к санкционному давлению, поэтому и Банк России шаг за шагом ослаблял свои требования к обороту валюты. Казалось, что полное снятие всех ограничений не за горами. Однако сейчас глава ЦБ сообщила, что после 9 марта они будут продлены - причем на неопределенный срок.
Видимо, главная причина такой позиции денежных властей – в политике «дедолларизации», утверждают независимые эксперты. «С учётом санкций основным источником поступления наличных долларов и евро в страну стала продажа валютной выручки компаниями-экспортёрами, — напоминает советник по инвестициям ИК Fontvielle Максим Федоров. — Сначала их обязали реализовывать 80% поступающих средств таким способом, затем 50%, потом лимиты и вовсе были сняты. Это означает, что на внутреннем валютном рынке накопился значительный запас ликвидности для осуществления импортных закупок, а ажиотажный спрос со стороны населения спал». При этом наращивать циркулирующую в «недружественной» валюте денежную массу более, чем для нужд импорта, властям представляется нецелесообразным.
Правительство не заинтересовано в том, чтобы население хранило средства в «недружественной» валюте. Дело в том, что спрос на любую иностранную валюту оказывает ей поддержку, ослабляя позиции рубля. Последние несколько недель мы и так наблюдаем снижение курса российской нацвалюты с 70 до 75 рублей за доллар. Лишнее давление ей сейчас ни к чему: хватает и того, которое оказывает ситуация на рынке энергоресурсов. Население подводят к мысли о том, что средства со счетов в долларах и евро стоит переводить в рубли или юани, полагает эксперт.
ЦБ РФ смотрит не только на текущие условия, но и пытается предугадать их изменение в будущем. «Мы видим, что с момента введения санкций в 2022 году, из-за которых ввоз наличных долларов и евро в Россию оказался ограничен, спреды (разница между покупкой и продажей) в банках и обменных пунктах сузились, — продолжает разговор аналитик TeleTrade Алексей Федоров — То есть цепочки поставок наличных долларов и евро в Россию, насколько это было возможно в санкционных условиях, отладили». Однако «серые» схемы ввоза все равно не смогут заменить прежних объемов поставок и при сохранении санкционных ограничений на ввоз наличной валюты в Россию, отмена валютного контроля все равно приведет к вымыванию наличных долларов и евро. Просто благодаря налаженным «серым» схемам ввоза этот процесс будет более медленным. Другими словами, если смотреть на валютный контроль только через призму текущей относительно стабильной ситуации, то сомнения в правильности сохранения ограничений действительно возникают. Однако, если постараться заглянуть в будущее, где валютный контроль снят, а из-за геополитических рисков или других форс-мажоров может случиться новая волна панических распродаж рубля и бегства в валюту, то становится понятно, что сохранение ограничений необходимо. По крайней мере, до тех пор, пока возможный приток и отток наличной валюты не окажется на примерно одинаковом уровне, отметил эксперт.
Видимо, не случайно на днях Ассоциация банков России предложила повысить недекларируемый лимит на ввоз в страну иностранной валюты в 10 раз — с $10 тыс. до $100 тыс. В организации заявили, что готовы обратиться с этим вопросом в Федеральную таможенную службу, а при необходимости добиваться его обсуждения на уровне Евразийского экономического союза. Такое предложение может косвенно указывать на то, что российским банкам валюты все же не хватает, даже в условиях дедолларизации экономики. «Какой запас наличной валюты остался в российских банках, неизвестно, так как ЦБ перестал публиковать отчетность банков после 1 февраля 2022 года, — говорит начальник аналитического управления «БКФ-Банка» Максим Осадчий. — На тот момент этот запас составлял всего $16,8 млрд. С учетом огромного оттока валютных средств населения ($35,8 млрд за февраль-декабрь 2022 года, по данным департамента статистики ЦБ), вряд ли запас наличной валюты в российских банках вырос. Так как спрос со стороны населения на наличную валюту сохраняется, то снятие действующих ограничений привело бы к дефициту наличной валюты».
Так когда же настанет время для отказа от валютных ограничений? Суя по комментариям наших экспертов, лишь тогда, когда баланс спроса и предложения наличных долларов и евро в банках выровняется. Причем это может произойти по любым причинам – например, в результате того, что интерес к этим валютам будет потерян россиянами окончательно. «При условии, что санкции в отношении России продолжат действовать, наиболее реалистичным сценарием снятия валютного контроля может быть ситуация, в которой использование долларов и евро населением и бизнесом очень сильно сократится. В частности, по причине масштабной переориентации экономических отношений на азиатское направление, прежде всего на Китай, — предположил Алексей Федоров. — Таким образом, юань естественным образом вытеснит американскую и европейскую валюты с российского рынка, что в итоге сбалансирует приток и отток долларов и евро в условиях санкций».