Как пояснила Маницкая, в советское время два завода, в Барнауле и Угличе, полностью обеспечивали потребности молокозаводов в «живой» закваске. После распада СССР объемы выпуска продукции сильно упали из-за сужения рынка сбыта. К тому же импортеры, пользуясь удобным моментом, резко нарастили поставки более дешевой порошковой закваски. И даже если они уйдут с российского рынка, запасов закваски для производства сыров и сметаны у нас хватит.
Как выяснил в кулуарах форума «МК», панику в своих интересах раздувал один крупный бизнесмен, пожелавший с помощью государственной поддержки построить новый завод по выпуску заквасок. Так что можно расслабиться, полюбившиеся сорта сметаны и сыра никуда с магазинных полок не денутся.
Гораздо больше производителей и переработчиков молока волнуют другие угрозы. Так, в прошлом году молочную индустрию лихорадило из-за проблем с упаковкой. Некоторые производители вынуждены были перейти на розлив продукции в ПЭТ-бутылки. Правда, большинство потом вернулось к привычной таре.
По словам Маницкой, за последние 2 года в хозяйствах удалось стабилизировать валовое производство молока. В 2020 году в РФ произведено 32,2 млн т, в 2021-м — 32,3 млн т, в 2022-м — около 32,5 млн т. При этом из-за удорожания кормов, дискриминации в энерготарифах, зарегулированности и отсутствия инвестиционной привлекательности общее и дойное поголовье постоянно сокращается. Снижение поголовья частично компенсируется ростом надоев. Если в 2019 году каждая корова в среднем в год давала 6,3 тыс. кг, то в 2021 году — уже 7 тыс. кг.
В прошлом году сильнее всего сократился выпуск йогуртов (см. таблицу). Из экспортных товаров из-за санкций больше всего пострадали производители мороженого. Заметнее всего поставки этого лакомства упали в США.
Участников молочного рынка также беспокоит опустынивание земель сельхозназначения и массовый исход селян в города. «В начале XX века в сельской местности проживало 87% населения России. Сейчас в деревнях осталось лишь 26% жителей страны. Из-за низких зарплат и плохого инвестклимата селяне снимаются с насиженных мест. За последние 20 лет исчезло 23 тыс. деревень. Это значит, каждый день умирает три деревни», — сообщила Маницкая. С ее слов, на земли без народа придут народы без земли. Они не придут работать за нас, они придут вместо нас — работать и жить.
Еще одна острая проблема отрасли — технологическое отставание. «В российской молочной индустрии доля импортного оборудования и технологий составляет 80–90%», — отметил председатель Комитета ТПП РФ по развитию АПК Петр Чекмарев. По его мнению, помимо субсидий на модернизацию молзаводов и ферм требуются новые меры поддержки отечественных производителей.
Член Комитета по аграрным вопросам Госдумы Сергей Лисовский предложил правительству, коллегам из ГД и Совета Федерации проработать вопрос о постоянной субсидии на корма для животноводства. Эта мера должна, по его мнению, помочь в снижении цен на молочные продукты. Сейчас из-за высокой стоимости кормов многие животноводы вынуждены сокращать число поголовья.
Как подчеркнула Людмила Маницкая, из-за новых масштабных вызовов российские молочники перешли на специальный режим работы, чтобы обеспечить граждан качественной продукцией.