Правительство решило изменить механизм формирования цен на бензин

Нефтяникам предложен новый демпфер

Розничные цены на бензин в этом году будут расти быстрее, чем раньше. Правительство собирается сократить объем субсидий, выплачиваемых нефтяникам за сдерживание стоимости горючего на российских автозаправках в рамках топливного демпфера. Компании, скорее всего, не преминут переложить снижение своих доходов на плечи рядовых автолюбителей.

Нефтяникам предложен новый демпфер

тестовый баннер под заглавное изображение

Официальная формулировка из нового топливного законопроекта звучит довольно тяжеловесно и непонятно: «ценовой дифференциал, применяемый для расчета демпфирующего механизма на бензин и дизель с апреля 2023-го по декабрь 2025 года, увеличивается с $20 до $25 за баррель». Что это означает?

«В результате предлагаемых корректировок правительство уменьшит разницу между внутренней и экспортной ценой в сторону повышения последней. Это означает, что государство будет выплачивать нефтяникам субсидии в сокращенном размере, то есть примерно на 25% меньше, чем в предыдущие годы», — объясняет ведущий аналитик Freedom Finance Global Наталья Мильчакова.

О каких субсидиях идет речь? Последние годы правительство контролирует цены на АЗС за счет так называемого топливного демпфера, который призван обеспечить прибыльность продажи нефтепродуктов на внутреннем рынке.

Суть этого механизма заключается в следующем. Когда мировые котировки бензина растут, то нефтяникам становится выгодней поставлять больше горючего на экспорт. В результате объемы запасов топлива в России сокращаются и возникает риск появления дефицита нефтепродуктов, который, как правило, приводит к подорожанию горючего.

Чтобы цены на отечественных заправках росли не слишком сильно и не страдали автомобилисты, государство выплачивает производителям компенсацию, позволяющую поддерживать стоимость бензина на постоянном уровне. В обратном случае, когда мировые котировки оказываются ниже российских, компании обязаны поделиться с федеральным бюджетом частью «сверхдоходов», полученных от проданного на внутреннем рынке топлива.

До последнего времени все были довольны. Например, в прошлом году розничная стоимость бензина, по оценке Росстата, выросла менее чем на 1% (при общей инфляции почти в 12%). Впрочем, нефтяники также не остались в обиде — в рамках компенсации по демпферу они получили из бюджета рекордную за всю историю сумму в размере почти 2,2 трлн рублей.

В этом году грянули новые западные санкции, предусматривающие введение «потолка» цен на российские нефтепродукты, продаваемые зарубежным потребителям. Чиновники осознали, что в таких условиях компенсировать производителям экспортные поставки горючего за счет дефицитной казны чересчур накладно, и решили урезать аппетиты нефтяников.

Как полагает финансовый аналитик и частный инвестор Федор Сидоров, изменения по демпферу помогут компенсировать возникающие сейчас потери федерального бюджета. От корректировки налогообложения правительство рассчитывает получать до 25 млрд рублей ежемесячно.

Такое решение необходимо, поскольку в январе дефицит бюджета достиг рекордного размера в 1,76 трлн рублей, при том, что на весь 2023 год он был запланирован в размере 2,9 трлн рублей. Теперь дефицит бюджета по итогам этого года рискует составить 5-7 трлн рублей.

«Бизнес будет вынужден компенсировать сокращение прибыли через повышение стоимости конечной продукции, поэтому изменение законодательства может привести к росту розничной стоимости топлива на внутреннем рынке. Что в свою очередь повлияет на потребительский спрос, поскольку люди будут вынуждены больше экономить на автомобильных поездках», — полагает эксперт.

Вместе с тем пока нет причин для ощутимого повышения цен на заправках. «Конечно, подорожание нефтепродуктов на российском рынке в этом году будет более существенным, чем в 2022-м. Впрочем, в любом случае цены на бензин, скорее всего, не обгонят уровень инфляции, которая предполагается в пределах 6-8% за год. Рост цен на бензин в любом случае будет сдерживаться демпфирующим механизмом, так как сам механизм никто не отменял и вряд ли отменит», — утверждает Мильчакова.

Впрочем, не исключено, что нефтяники взбунтуются, если посчитают урезанный объем компенсации недостаточным для покрытия своих экспортных потерь. По словам эксперта Финансового университета при Правительстве РФ Игоря Юшкова, в таком случае компании пойдут в правительство и будут настаивать если не на восстановлении прежних условий выплат субсидий по демпферу, то хотя бы на их коррекции в сторону увеличения. А нефтяное лобби в нашей стране остается одним из самых могущественных. Поэтому существует серьезное подозрение, что нынешнее изменение демпфера - инструмента, за счет которого регулируются топливные цены на внутреннем рынке - далеко не последнее.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру